Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



поставлялись человеческим: гуманизм социалистический и гума­низм буржуазный. Корни такой идеологии шли от выступления И. Сталина у гроба вождя мирового пролетариата, в котором он за­явил: «Мы, коммунисты, — люди особого склада, мы скроены из особого материала...».

Основой воспитания стал всемогущий коллектив. Действовал по­стулат: коллектив — цель, средство и результат воспитания. Лич­ность стала рассматриваться как производное от коллектива. В вос­питании -были забыты народные обычаи, национальные традиции. Создавалась идеологическая иллюзия о бесконфликтности процесса смены поколений и непротиворечивости вхождения молодежи в жизнь общества. Культивировались воинствующий атеизм, борьба с буржуазной идеологией, подмена прав моралью. Аксиомой стала партийность педагогики как социальной науки, вся технология вос­питания стала укладываться в привычные педагогические действия: потребовать, подсказать, наказать, направить.

В результате возникло рассогласование между практикой и пе­дагогической теорией, которая вопреки действительному положе­нию дел стала ориентироваться на идеальную модель воспитания, утверждая, что школа воспитывает свободную, всесторонне разви­тую личность.

На самом же деле традиционная практика воспитания была весьма далека от этой цели, так как она:

• воспроизводила исполнителей, действующих по принципу «ты должен», а не «ты можешь»;

• не проводила учащихся через процедуры жизненного, нрав­ственного и профессионального самоопределения;

• представляла набор стандартных способов воспитательной ра­боты, отчуждающих ребенка от образовательного процесса («Орленок», «Зарница», «Экспедиции патрулей» и др.);

• оценивала работу воспитателя «по валу», т.е. по показателям мероприятий и видов деятельности, без учета особенностей воспитуемых, что приводило к дегуманизации воспитания;

• ориентировала на включение молодежи в социальную жизнь в репродуктивном (не в творческом!) статусе.

Такой анализ советской педагогики последних лет, выполнен­ный Е.В. Бондаревской, позволил учителю СШ № 31 г. Шахты Г.Г. Ларину представить графический программный принцип вос­питания позиций сегодняшнего дня (рис. 9).

Из этой схемы видно, что в отличие от традиционного утвержде­ния «Ты должен!», свойственного советской педагогике, утвержде­ние «Ты можешь!» характерно для нетрадиционной, инновацион-

ной педагогики, а вопрос «Ты хочешь?

?» —

для новой практики







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.