ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
поставлялись человеческим: гуманизм социалистический и гуманизм буржуазный. Корни такой идеологии шли от выступления И. Сталина у гроба вождя мирового пролетариата, в котором он заявил: «Мы, коммунисты, — люди особого склада, мы скроены из особого материала...». Основой воспитания стал всемогущий коллектив. Действовал постулат: коллектив — цель, средство и результат воспитания. Личность стала рассматриваться как производное от коллектива. В воспитании -были забыты народные обычаи, национальные традиции. Создавалась идеологическая иллюзия о бесконфликтности процесса смены поколений и непротиворечивости вхождения молодежи в жизнь общества. Культивировались воинствующий атеизм, борьба с буржуазной идеологией, подмена прав моралью. Аксиомой стала партийность педагогики как социальной науки, вся технология воспитания стала укладываться в привычные педагогические действия: потребовать, подсказать, наказать, направить. В результате возникло рассогласование между практикой и педагогической теорией, которая вопреки действительному положению дел стала ориентироваться на идеальную модель воспитания, утверждая, что школа воспитывает свободную, всесторонне развитую личность. На самом же деле традиционная практика воспитания была весьма далека от этой цели, так как она: • воспроизводила исполнителей, действующих по принципу «ты должен», а не «ты можешь»; • не проводила учащихся через процедуры жизненного, нравственного и профессионального самоопределения; • представляла набор стандартных способов воспитательной работы, отчуждающих ребенка от образовательного процесса («Орленок», «Зарница», «Экспедиции патрулей» и др.); • оценивала работу воспитателя «по валу», т.е. по показателям мероприятий и видов деятельности, без учета особенностей воспитуемых, что приводило к дегуманизации воспитания; • ориентировала на включение молодежи в социальную жизнь в репродуктивном (не в творческом!) статусе. Такой анализ советской педагогики последних лет, выполненный Е.В. Бондаревской, позволил учителю СШ № 31 г. Шахты Г.Г. Ларину представить графический программный принцип воспитания позиций сегодняшнего дня (рис. 9). Из этой схемы видно, что в отличие от традиционного утверждения «Ты должен!», свойственного советской педагогике, утверждение «Ты можешь!» характерно для нетрадиционной, инновацион- ной педагогики, а вопрос «Ты хочешь? ?» — для новой практики ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|