ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
мических, демографических, культурных особенностей обслуживаемого школой социума. Например, не может быть одинаковой система воспитания в Вешенской СШ № 1 и в школе им. Чехова в г. Таганроге. Не может быть одинаковой система воспитания в СШ № 15 г. Ростова-на-Дону, где обучаются представители 38 этнических групп, и в школе станицы Митякинской Тарасовского района, где преобладает исключительно славянское население. Основу новой идеологии воспитания должна составить гуманизация. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Исходя из принципа гуманизации, Е.В. Бондаревская видит важнейшие функции воспитания в следующем: • приобщение воспитателей и воспитанников к ценности гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе — воспитание духовности и нравственности; • социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства, прав человека; • создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества; • оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, его способностей, в жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в семье, школе, окружающем социуме. Опираясь на философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начал, создателе и хранителе жизни и разума на Земле, творце исторического процесса, ответственного за все содеянное перед будущими поколениями, подготовленного к жизнетвор-честву, свободному выбору смыслов и форм собственной жизнедеятельности, профессор Е.В. Бондаревская считает возможным в качестве глобальной цели современного образования и воспитания рассматривать человека культуры. Она очертила модель выпускника школы — человека культуры, ядром личности которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества (табл. 15). Возрождение и развитие нации, воспитание благородных, талантливых людей во многом зависит от того, что предлагается ребенку в качестве предметов познания, размышления, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения. Е.В. Бондаревская считает, что определение базовых компонентов обуславливается требованиями, идущими от ребенка, связанными с его развитием и становлением личности. Отечественной науке пред- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|