ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
мику принципов воспитания в отечественной педагогике за последние 15 лет, предлагаем ознакомиться с материалами табл. 16. Даже если не обращать внимание на принцип коммунистической идейности, партийности и целеустремленности, занимающий в таблице первое место (без этого ни один учебник не увидел бы свет), нетрудно заметить, что интерес к личности и индивидуальности вос-питуемого проявляется лишь на 5-6-й позиции. Так было вплоть до решительных перемен в жизни России — до 1988 г. Коллективистский приндип был в числе ведущих до 1991 г. С развитием гуманитарной культуры, гуманитаризацией образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности связывают педагоги пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Академик Д.С. Лихачев писал: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей». Поэтому вполне естественно то, что на первое место в воспитании можно поставить принцип гуманизма. По словам С.В. Куль-невича, этот принцип предполагает нормальные, а не казенно-официальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями является главной ценностью. С позиций аксиологического подхода гуманность как проявление человеколюбия включает такие ценности, как достоинство, доброту, обходительность, образованность, духовную культуру, утонченный вкус, изысканность речи, учтивость. Возрождая русскую историко-культурную педагогическую традицию, при формулировке принципов воспитания просто невозможно обойти стороной тот вклад, который внесли в педагогику крупнейшие писатели, мыслители XIX-XX вв. Человечность как принцип воспитания был сформулирован еще В.Г. Белинским в работе «Подарок на Новый год»: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность. Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека». А в статье о сказках Гофмана и Одоевского Белинский писал: «Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой бы он ни был нации, звания, состояния, возраста... Без этих элементов он не человек». Вторым принципом воспитания является культуросообразность. Изложенная выше концепция воспитания Е.В. Бондаревской возвращает образование и воспитание в контекст культуры. С этой идеей созвучны подходы к воспитанию Б.М. Йеменского, Е.В. Квятковс-кого, О.С. Газмана. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|