Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



мику принципов воспитания в отечественной педагогике за после­дние 15 лет, предлагаем ознакомиться с материалами табл. 16.

Даже если не обращать внимание на принцип коммунистичес­кой идейности, партийности и целеустремленности, занимающий в таблице первое место (без этого ни один учебник не увидел бы свет), нетрудно заметить, что интерес к личности и индивидуальности вос-питуемого проявляется лишь на 5-6-й позиции. Так было вплоть до решительных перемен в жизни России — до 1988 г. Коллективист­ский приндип был в числе ведущих до 1991 г.

С развитием гуманитарной культуры, гуманитаризацией образо­вания, гуманизацией социальной среды, воспитательных отноше­ний и самой личности связывают педагоги пути выхода воспитания из кризиса и сегодня.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитываю­щей». Поэтому вполне естественно то, что на первое место в воспи­тании можно поставить принцип гуманизма. По словам С.В. Куль-невича, этот принцип предполагает нормальные, а не казенно-офи­циальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями является главной ценностью. С позиций аксиологического подхода гуманность как проявление человеколюбия включает такие ценности, как достоин­ство, доброту, обходительность, образованность, духовную культу­ру, утонченный вкус, изысканность речи, учтивость. Возрождая русскую историко-культурную педагогическую традицию, при фор­мулировке принципов воспитания просто невозможно обойти сто­роной тот вклад, который внесли в педагогику крупнейшие писате­ли, мыслители XIX-XX вв. Человечность как принцип воспитания был сформулирован еще В.Г. Белинским в работе «Подарок на Но­вый год»: «Орудием и посредником воспитания должна быть лю­бовь, а целью — человечность. Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека».

А в статье о сказках Гофмана и Одоевского Белинский писал: «Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой бы он ни был нации, звания, состояния, возраста... Без этих элементов он не человек».

Вторым принципом воспитания является культуросообразность. Изложенная выше концепция воспитания Е.В. Бондаревской воз­вращает образование и воспитание в контекст культуры. С этой идеей созвучны подходы к воспитанию Б.М. Йеменского, Е.В. Квятковс-кого, О.С. Газмана.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.