Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ



Говоря о принципе культуросообразности воспитания, невозможно обойти вопрос о духовном воспитании. Духовность различают свет­скую и религиозную. В 4-томном «Словаре русского языка», издан­ном в 1985 г., дается следующее определение духовности: «Духов­ность — интеллектуальная природа, сущность человека, противо­полагаемая его физической, телесной сущности. Духовный:

а) связанный с внутренним, нравственным миром человека;

б) связанный с религией, церковью».

Из публикаций советского периода может сложиться ложное пред­ставление, что чуть ли не все выдающиеся русские педагоги были атеистами или, по крайней мере, не были сторонниками религиоз­ного воспитания. Однако более близкое знакомство с дореволюци­онными изданиями показывает другое: русские педагоги признава­ли важность религиозного образования, но протестовали против неуместных форм, в которых оно осуществлялось государством, и уровня педагогической подготовки церковных служителей. Н.И. Пиро-гову принадлежит мысль: «Я от души желаю, чтобы все были ис­тинными христианами; но еще более желаю, чтобы религиозные истины и чувства укрепили молодое поколение». В статье «Вопро­сы жизни» он писал: «Вспомним еще раз, что мы христиане, и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и долж­но служить Откровение...».

П.А. Флоренскому принадлежит утверждение: «Культура, ото­рвавшаяся от культа, теряет смысл». О важности религиозного вос­питания говорит в книге «Этика» П.А. Кропоткин. В.Н. Сорока-Росинский относил религиозное воспитание к национальной харак­терной черте русской семьи.

Религиозность создает особый педагогический фон: нравствен­ную стабильность, доброту, природосообразность. Поэтому в начале XX в. С.Н. Булгаков сожалел: «Его (атеизм) мы приняли как после­днее слово западной цивилизации... На многоветвистом дереве за­падной цивилизации, своими корнями идущем глубоко в историю, мы облюбовали только одну ветвь, не желая знать всех остальных, в полной уверенности, что мы прививаем себе самую подлинную европейскую цивилизацию...».

Ныне в России религиозно-духовная ситуация такая же, как и 100 лет назад, характеризующаяся непониманием и невыполнени­ем первой заповеди Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сер­дцем твоим и всей душою твоею, и всем разумом твоим» (Матфей, 22-37).

К сожалению, до подлинного возрождения, которое произошло в Западной Европе в результате реформации, нам еще далеко. Философ Ю.Н. Давыдов замечает: «Результатом реформации на







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.