ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Говоря о принципе культуросообразности воспитания, невозможно обойти вопрос о духовном воспитании. Духовность различают светскую и религиозную. В 4-томном «Словаре русского языка», изданном в 1985 г., дается следующее определение духовности: «Духовность — интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. Духовный: а) связанный с внутренним, нравственным миром человека; б) связанный с религией, церковью». Из публикаций советского периода может сложиться ложное представление, что чуть ли не все выдающиеся русские педагоги были атеистами или, по крайней мере, не были сторонниками религиозного воспитания. Однако более близкое знакомство с дореволюционными изданиями показывает другое: русские педагоги признавали важность религиозного образования, но протестовали против неуместных форм, в которых оно осуществлялось государством, и уровня педагогической подготовки церковных служителей. Н.И. Пиро-гову принадлежит мысль: «Я от души желаю, чтобы все были истинными христианами; но еще более желаю, чтобы религиозные истины и чувства укрепили молодое поколение». В статье «Вопросы жизни» он писал: «Вспомним еще раз, что мы христиане, и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и должно служить Откровение...». П.А. Флоренскому принадлежит утверждение: «Культура, оторвавшаяся от культа, теряет смысл». О важности религиозного воспитания говорит в книге «Этика» П.А. Кропоткин. В.Н. Сорока-Росинский относил религиозное воспитание к национальной характерной черте русской семьи. Религиозность создает особый педагогический фон: нравственную стабильность, доброту, природосообразность. Поэтому в начале XX в. С.Н. Булгаков сожалел: «Его (атеизм) мы приняли как последнее слово западной цивилизации... На многоветвистом дереве западной цивилизации, своими корнями идущем глубоко в историю, мы облюбовали только одну ветвь, не желая знать всех остальных, в полной уверенности, что мы прививаем себе самую подлинную европейскую цивилизацию...». Ныне в России религиозно-духовная ситуация такая же, как и 100 лет назад, характеризующаяся непониманием и невыполнением первой заповеди Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею, и всем разумом твоим» (Матфей, 22-37). К сожалению, до подлинного возрождения, которое произошло в Западной Европе в результате реформации, нам еще далеко. Философ Ю.Н. Давыдов замечает: «Результатом реформации на ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|