Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



• III группа — это принципы учета индивидуальных психичес­ких процессов:

• каждый ребенок — носитель разной степени решительности, упрямства, стеснительности, заносчивости, упорства и дру­гих качеств. Вряд ли сегодня можно принять всерьез тради­ционную точку зрения на то, что хотя бы одно из этих ка­честв можно сформировать, если оно не дано ребенку приро­дой, и не сломать его как личность. Поэтому задачей учителя становится не формирование, а учет и развитие этих качеств. Такой подход противоречит традиционной педагогике, но по мнению С.В. Кульневича, хотя и усложняет работу учителя, делает ее зато осмысленной, направленной на ненасильствен­ное включение личности в деятельность, исходящую из ре­альных возможностей ребенка.

• IV группа частных принципов — учет типологических свойств личности:

• принцип учета половых и возрастных различий;

• принцип учета особенностей характера и свойств нервной си­стемы.

Такая сложная по числу компонентов и в то же время весьма логичная классификация принципов воспитания, лишенная даже намека на идеологию и социальный конформизм, дана С.В. Кульне-вичем. У других авторов систематика принципов воспитания значи­тельно проще. Например, профессор Вильнюсского педагогического института Б. Битинас называет следующие:

• гуманистическая направленность воспитания;

• воспитание деятельности на пользу других;

• групповая сплоченность воспитанников;

• систематичность воспитания;

• сотрудничество воспитателей и воспитанников;

• результативность воспитания.

Возрождая русскую историко-культурную педагогическую тради­цию, при выделении основных принципов воспитания невозможно обойти вниманием работы К.Д. Ушинского, П.Н. Игнатьева, В.Н. Со-роки-Росинского и др.

Трудолюбие — основа жизни. Принцип трудолюбия в воспитании был сформулирован еще в XIX веке К.Д. Ушинским в работах «О народном и общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении». В последней работе читаем: «Воспитание не только долж­но внушить воспитаннику любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Воспитание должно внушить воспитаннику жажду труда».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.