ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• III группа — это принципы учета индивидуальных психических процессов: • каждый ребенок — носитель разной степени решительности, упрямства, стеснительности, заносчивости, упорства и других качеств. Вряд ли сегодня можно принять всерьез традиционную точку зрения на то, что хотя бы одно из этих качеств можно сформировать, если оно не дано ребенку природой, и не сломать его как личность. Поэтому задачей учителя становится не формирование, а учет и развитие этих качеств. Такой подход противоречит традиционной педагогике, но по мнению С.В. Кульневича, хотя и усложняет работу учителя, делает ее зато осмысленной, направленной на ненасильственное включение личности в деятельность, исходящую из реальных возможностей ребенка. • IV группа частных принципов — учет типологических свойств личности: • принцип учета половых и возрастных различий; • принцип учета особенностей характера и свойств нервной системы. Такая сложная по числу компонентов и в то же время весьма логичная классификация принципов воспитания, лишенная даже намека на идеологию и социальный конформизм, дана С.В. Кульне-вичем. У других авторов систематика принципов воспитания значительно проще. Например, профессор Вильнюсского педагогического института Б. Битинас называет следующие: • гуманистическая направленность воспитания; • воспитание деятельности на пользу других; • групповая сплоченность воспитанников; • систематичность воспитания; • сотрудничество воспитателей и воспитанников; • результативность воспитания. Возрождая русскую историко-культурную педагогическую традицию, при выделении основных принципов воспитания невозможно обойти вниманием работы К.Д. Ушинского, П.Н. Игнатьева, В.Н. Со-роки-Росинского и др. Трудолюбие — основа жизни. Принцип трудолюбия в воспитании был сформулирован еще в XIX веке К.Д. Ушинским в работах «О народном и общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении». В последней работе читаем: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Воспитание должно внушить воспитаннику жажду труда». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|