Методы гуманистической педагогики
Исходное требование Пример Создание учебной ситуации Игра Приучение Убеждение Личный пример Лекция Поощрение Одобрение Упражнения КТД оррекция Награждение Диспут °азъяснение 1вседа Похвала Соревнование Система перспективных линий Ситуация морального успеха воспитывающая ситуация амоконтроль амоанализ амонаблюдение амовоспитание амообразование амокритика амообязательство амоубеждение амореализация едагогическое сотрудничество Таким образом, в демократическом обществе, где школа работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны: они больше рассчитаны на развитие личности ребенка, ее самореализацию, на положительную перспективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуждение. Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие. Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) характеризуется тем, что доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого. Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова) — это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника. Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, В.А. Караковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М.М. Ященко, В.М, Басова). Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности педагог создает подобную ситуацию, когда необходимо побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»). Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достижение подтверждается и официальным признанием: призовое место, количество баллов, почетная грамота и т.п. Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский, А.С. Белкин) наиболее широко используется в практике воспитания. Создается в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объективность успеха, но в противном случае это вызовет негативные последствия в отношениях. Необходимым условием является желание коллектива или личности достигнуть успеха, приложить усилия. Ситуация творчества (В.А. Караковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, вооб-216 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|