Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы гуманистической педагогики



Исходное требование

Пример

Создание учебной ситуации

Игра

Приучение

Убеждение

Личный пример

Лекция

Поощрение

Одобрение

Упражнения

КТД

оррекция Награждение Диспут

°азъяснение 1вседа Похвала Соревнование

Система перспективных линий Ситуация морального успеха воспитывающая ситуация амоконтроль амоанализ амонаблюдение амовоспитание амообразование амокритика амообязательство амоубеждение амореализация едагогическое сотрудничество

Таким образом, в демократическом обществе, где школа работа­ет в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны: они больше рассчитаны на разви­тие личности ребенка, ее самореализацию, на положительную перс­пективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуж­дение.

Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно счи­тать ставшими классическими следующие.

Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) характери­зуется тем, что доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения дове­рия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого.

Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова) — это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпро­миссного требования педагога, а в виде актуализации уже имею­щихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих ак­тивное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, В.А. Караковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возмож­ность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация вы­бора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой проис­ходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М.М. Ященко, В.М, Басова).

Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, при­нятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опы­та, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. В педа­гогической практике ситуация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни кол­лектива. По отношению к личности педагог создает подобную ситу­ацию, когда необходимо побудить школьника к самосовершенство­ванию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).

Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не толь­ко желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, дос­тижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достиже­ние подтверждается и официальным признанием: призовое место, количество баллов, почетная грамота и т.п.

Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский, А.С. Белкин) наиболее широко используется в практике воспитания. Создается в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-ново­му. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объективность успеха, но в противном случае это вызовет негатив­ные последствия в отношениях. Необходимым условием является желание коллектива или личности достигнуть успеха, приложить усилия.

Ситуация творчества (В.А. Караковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, вооб-216







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.