ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ражение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Опытный педагог может предложить не один десяток и других ситуаций, ведь здесь перечислены наиболее характерные. К тому же ситуации могут возникать и стихийно, независимо от педагога. Нометодом будут только те ситуации, которые моделируются и управляются педагогом. Одни и те же ситуации могут выполнять различные функции: диагностика отношений, формирование отношений и их корректировка. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается. Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но главные из них: цель, возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л.Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. «Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», — писал В.А. Сухомлинский. Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамичны во времени. Согласно «Философскому словарю», форма — это способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Форма воспитательной работы — это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элементов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанников. В педагогической литературе обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: - массовая (фронтальная); - групповая (кружковая); - индивидуальная. Встречается и другая классификация — в зависимости от методов воспитательного воздействия: - словесная (лекции, конференции); - практическая (экскурсии, конкурсы); - наглядная (музеи, панно). Формы воспитательной работы различают и по времени воздействия: - урочные; - внеурочные (в т.ч. внешкольные). Эффективность различных форм воспитательной работы определяется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога. К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то, что необходимо для воспитательных целей. В широком по- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|