Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ражение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.

Опытный педагог может предложить не один десяток и других ситуаций, ведь здесь перечислены наиболее характерные. К тому же ситуации могут возникать и стихийно, независимо от педагога. Нометодом будут только те ситуации, которые моделируются и управ­ляются педагогом. Одни и те же ситуации могут выполнять различ­ные функции: диагностика отношений, формирование отношений и их корректировка. Чтобы ситуация была воспитывающей, она долж­на быть значимой для того, ради кого создается.

Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но глав­ные из них: цель, возраст ребенка, его психологические особеннос­ти, уровень развития и воспитанности. Л.Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которо­му ничто не помогает столько, как дети. «Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», — писал В.А. Сухомлинский.

Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамич­ны во времени. Согласно «Философскому словарю», форма — это способ организации и способ существования предмета, процесса, яв­ления. Форма воспитательной работы — это способ организации вос­питательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элемен­тов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанни­ков. В педагогической литературе обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

- массовая (фронтальная);

- групповая (кружковая);

- индивидуальная.

Встречается и другая классификация — в зависимости от мето­дов воспитательного воздействия:

- словесная (лекции, конференции);

- практическая (экскурсии, конкурсы);

- наглядная (музеи, панно).

Формы воспитательной работы различают и по времени воздей­ствия:

- урочные;

- внеурочные (в т.ч. внешкольные).

Эффективность различных форм воспитательной работы опреде­ляется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.

К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то, что необходимо для воспитательных целей. В широком по-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.