ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
жется необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней. Из просмотренных нами дидактических разработок по контролю знаний учащихся приведем здесь несколько конкретных принципов их составления, которые показались мне наиболее интересными: - задачи, составляющие контрольные работы, могут быть разными по сложности; это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знаний по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы; - задачи также могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для' выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель — возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы; - в состав контрольной работы входят не только расчетные задачи, но и качественные, требующие, например, графического описания процессов или анализа явлений в конкретной ситуации. Контрольная лабораторная работа.Лабораторная работа — достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в младших классах. Лабораторную работу целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся пи минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний. Классический устный опрос у доскиорганизуется по-разному, в зависимости от его цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса. Методика устной проверки включает в себя две основные части: а) составление проверочных вопросов и их задавание; б) ответ учащихся на поставленные вопросы. Составление проверочных вопросов и заданий — важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой. При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. Устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов. Второй составной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний ученика: • Ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответы потом). • Создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил. Прерывать ученика можно лишь в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи. Приемы устной проверки используются на различных этапах урока. 4.13.5. Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся П Матричный контроль Матричный контроль — первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ 14. Педагог, нач.обрн юв418 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|