Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ



При использовании конструктивных тестов должен быть эталон ответа, что обеспечивает объективность оценки знаний.

Тест-подстановка представляет собой фразу (формулу, рисунок), в которой пропущено какое-либо слово (число, цифра или конст­руктивная деталь). Практикуются в случаях, когда ответ на вопрос должен быть развернутым, многословным.

Тесты-задачи тоже бывают двух видов:

• типовые, когда ход и метод решения известны ученику;

• нетиповые, когда ход и метод ученику не известны, и он дол­жен сконструировать их самостоятельно на основе изученного материала.

Примеры типовых задач:

• рассчитать площадь или объем какого-либо помещения (для стандартных условий);

• дать принципиальную схему размещения элементов в перио­дической системе Д. Менделеева.

Эталоном ответа в типовых задачах, как правило, служит конеч­ный результат.

В нетиповой задаче ученик должен разработать метод ее реше­ния (для заданных нестандартных условий), поэтому по форме (но только по форме!) эти задачи сходны с типовыми. Эталоном ответа в нетиповых задачах могут служить:

• конечный результат;

• описание хода решения (без конкретных расчетов);

• указание способа решения (без его расшифровки). При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:

• Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

• Неправильные ответы должны конструироваться на основе ти­пичных ошибок и должны быть правдоподобными.

• Правильные ответы должны располагаться среди всех пред­лагаемых ответов в случайном порядке.

• Вопросы не должны повторять формулировки учебника.

• Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

• Вопросы не должны содержать «ловушек».

Надежность тестов обученности значительно зависит от трудно­сти их выполнения. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45-80% обучаемых.

Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большое ко­личество ответов за единицу времени, считается более эффективным.426

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчиво­стью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот пока­затель характеризуется вероятностью достижения запланированных результатов (правильностью значений).

Грамотно составленные и апробированные тесты обученности по­зволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении числа тестовых заданий.

Оценка знаний учащихся

Человек сам может дать правильный ответ на любой вопрос, если вопрос задан правильно.

Платон

4.14.1. Оценивание как компонент учебной деятельности

Целью оценочной деятельности учителя является контроль ус­певаемости учащихся и формирование у них адекватной самооцен­ки. Как отмечает А.И. Липкина, у обучающегося в учебно-воспита­тельном процессе формируется установка на оценку своих возмож­ностей — одного из основных компонентов самооценки.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и уме­ний учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учеб­ной деятельности школьника является оценка, которая в зависимо­сти от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вер­бальной версией, оценочным суждением, отметкой (Б.Г. Ананьев, X. Век, Г.И. Щукина, Н.В. Кузьмина).

Теоретический анализ, осуществленный С.Л. Копотевым, пока­зывает, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего рассматриваются не как самостоятельный феномен учебно-вос­питательного процесса школы, а в рамках изучения других про­блем. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах по­лучила отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (В. Джеймс, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Д.Б. Эльконин, З.И. Калмыкова, Ю.К. Бабанский, B.C. Мерлин, Н.Ф. Талызина).

Для изучения оценочной деятельности приемлемой является об­щепсихологическая модель деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), с входящими в нее компонентами: мотивом, целью, планированием, переработкой текущей информа-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.