ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
При использовании конструктивных тестов должен быть эталон ответа, что обеспечивает объективность оценки знаний. Тест-подстановка представляет собой фразу (формулу, рисунок), в которой пропущено какое-либо слово (число, цифра или конструктивная деталь). Практикуются в случаях, когда ответ на вопрос должен быть развернутым, многословным. Тесты-задачи тоже бывают двух видов: • типовые, когда ход и метод решения известны ученику; • нетиповые, когда ход и метод ученику не известны, и он должен сконструировать их самостоятельно на основе изученного материала. Примеры типовых задач: • рассчитать площадь или объем какого-либо помещения (для стандартных условий); • дать принципиальную схему размещения элементов в периодической системе Д. Менделеева. Эталоном ответа в типовых задачах, как правило, служит конечный результат. В нетиповой задаче ученик должен разработать метод ее решения (для заданных нестандартных условий), поэтому по форме (но только по форме!) эти задачи сходны с типовыми. Эталоном ответа в нетиповых задачах могут служить: • конечный результат; • описание хода решения (без конкретных расчетов); • указание способа решения (без его расшифровки). При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил: • Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. • Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными. • Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке. • Вопросы не должны повторять формулировки учебника. • Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других. • Вопросы не должны содержать «ловушек». Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45-80% обучаемых. Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большое количество ответов за единицу времени, считается более эффективным.426 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запланированных результатов (правильностью значений). Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении числа тестовых заданий. Оценка знаний учащихся Человек сам может дать правильный ответ на любой вопрос, если вопрос задан правильно. Платон 4.14.1. Оценивание как компонент учебной деятельности Целью оценочной деятельности учителя является контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И. Липкина, у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — одного из основных компонентов самооценки. Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой (Б.Г. Ананьев, X. Век, Г.И. Щукина, Н.В. Кузьмина). Теоретический анализ, осуществленный С.Л. Копотевым, показывает, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего рассматриваются не как самостоятельный феномен учебно-воспитательного процесса школы, а в рамках изучения других проблем. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (В. Джеймс, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Д.Б. Эльконин, З.И. Калмыкова, Ю.К. Бабанский, B.C. Мерлин, Н.Ф. Талызина). Для изучения оценочной деятельности приемлемой является общепсихологическая модель деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), с входящими в нее компонентами: мотивом, целью, планированием, переработкой текущей информа- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|