Коррекция группового поведения
Отклоняющееся поведение ученика складывается не только вследствие его внутреннего дискомфорта, но и отношений с другими людьми. На формирование поведения ребенка оказывают влияние учитель, семья и, конечно же, класс, школьные товарищи, окружающие ребенка дети. Исследования подтверждают, что влияние соучеников по значимости следует сразу за влиянием семьи. По особенностям поведения в классе можно выделить несколько групп детей, каждая из которых требует целенаправленной коррекции поведения. Первую группу составляют дети, особенности поведения которых обусловлены несовпадением их собственной самооценки и оценки другими людьми — учителями, взрослыми, детьми. Это ведет к чрезмерному эмоциональному напряжению. Снова детский мир распадается на две части. Дома ребенок хороший, способный, любимый. В школе он такой, как все: средний, обычный, а иногда и хуже других детей, что некоторыми детьми переживается очень тяжело. Ребенок становится привередливым, плаксивым, зависимым от учителя, пытается привлечь к себе внимание, ожидает, чтобы его хвалили, а в случае неудачи печалится, горюет, уходит в себя. Он жалуется на учителя родителям, пытается заручиться их поддержкой. Иногда ребенок может мстить за несправедливое к нему отношение. Вторую группу составляют дети, у которых недостаточный уровень подготовки к школьной жизни. Учитель требует одинаковых результатов от всех учащихся. Некоторые не могут их показать. Возникает напряжение из-за того, что не достигшие определенной зрелости дети не могут преодолевать школьные трудности. С каждым днем их участь ухудшается, дискомфорт нарастает. Внешне это проявляется по-разному: в невнимательности, неспособности 7. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА усваивать элементарные знания, умения, в занятиях посторонними делами. Снижаются темпы развития внимания, памяти, мышления, восприятия, речи. К третьей группе относятся дети, поведение которых обусловливается ситуацией: когда цели и содержание работы совпадают с их желаниями, она выполняется хорошо; когда цели и содержание неприятные или нежелательные — плохо. «Ситуативные» дети и ведут себя соответственно: то вдруг отказываются от дежурства по классу, то непослушны и невнимательны, то становятся норовистыми и упрямыми, не желают ничего делать. Если от них жестко потребовать выполнения обязанностей, наступает эмоциональный спад — усталость, бессилие, раздраженность, упрямство, конфлик-тность. Здесь имеет место естественный процесс подъемов и спадов, которого учителя не желают замечать. Не бывает, чтобы ребенок был всегда ровным и предсказуемым. В некоторых случаях «ситуативных» детей торопятся причислить к девиантным, и если это случается, то коррекция идет им во вред. Приходится еще раз напомнить учителю: не навреди — если не понимаешь до конца, что происходит, отступись со своими действиями. Четвертую группу составляют дети, выпадающие из совместной деятельности. Их отличает нежелание и неумение наладить отношения с одноклассниками. Возникает противостояние «Я — они». Ребенок хочет быть в центре внимания, а когда это не удается, отказывается от всего. «Непризнанный лидер» доставляет много хлопот своим непредсказуемым поведением: он может вымещать свое неудовольствие физическими действиями — бросаться камнями, бить окна, портить имущество. Отвергнутые, не принятые коллективом дети ожесточаются и впадают в деструктивное поведение. От них можно ожидать всего. «Непризнанного лидера» можно «вычислить» по следующим признакам: - неконтактность, неспособность ни с кем подружиться; - сильно завышенная (или наоборот, заниженная) самооценка; - постоянная неудовлетворенность, плохое настроение; - конфликтность, склонность к деструктивному поведению. К пятой группе могут быть отнесены, дети со сложностями адаптации. Их легко заметить: ребенок или с удовольствием идет в школу, или относится к ней нейтрально как неизбежному месту пребывания, или враждебно и не проявляет никакого желания посещать. Может убежать или остро конфликтовать с учителями и детьми. Причины отказа ребенка посещать школу кроются чаще всего именно в несложившихся отношениях с другими детьми.ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ л-~»м.«т1ПП. 566 пе.мш •>,..... Одна из аксиом правильного школьного воспитания — формирование и сплочение коллектива класса. Если педагогу удалось объединить детей, сдружить их, сделать неравнодушными к судьбам друг друга, то половину воспитательных проблем он уже решил. Осуществляя коррекционную работу по сплочению класса, облегчению адаптации детей к школьной жизни, необходимо: • вести с каждым ребенком индивидуальную целенаправленную работу, чтобы полнее раскрыть его возможности; • закреплять положительную самооценку, чувство собственного достоинства вместе с чувствами справедливости, уважения к другим; • формировать «ресурс успеха» — уверенность в том, что все трудности будут успешно преодолены; • регулярно организовывать всякого рода соревнования между детьми, чтобы каждый мог в чем-то проявить себя, продемонстрировать свои способности и умения, тогда статус значительно усиливается, возрастает самооценка: дети наглядно видят, что один силен в одном, а другой — в другом; • создавать положительную мотивацию для успешного выполнения предстоящей работы; • использовать награды, поощрения, присваивать звания, титулы отличившимся так, чтобы ни один ребенок в классе не остался без титула: «лучший по математике», «лучший в прыжках», «лучший по опрятности книг и тетрадей». Итак, ребенок утверждает образ собственного «Я» по реакции окружающих его людей. Школьный класс — это коллектив, формированием и развитием которого управляет учитель. Если коллектив достигнет высокого уровня, он сам становится воспитателем для своих членов. Учитель достигнет значительных успехов в кор-рекционной работе, если будет сочетать влияние на весь коллектив, на отдельные подгруппы детей, выделенные по определенным признакам, с индивидуальным воздействием на каждого ученика. ЛИТЕРАТУРА 1. Абакарова Р.К. Социально-педагогические условия формирования добрых человеческих отношений между учащимися сельской многонациональной школы. — Алма-Ата: Изд-во ОИПРК, 1992. 2. Абросимова Е.Г. Некоторые аспекты создания экологически чистой среды // Витагенная педагогика как основа развития личности. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001. 3. Азаров Ю. Семейная педагогика. — М.: Аргументы и факты, 1993. 4. Андреева Е.Л. Глобализация образования на примере Германского прикладного университета Висбадена // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов: Материалы конференции 23-27 мая 2000 г. — Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000. 5. Астахова Е.С. Роль архитектурной среды в психолого-педагогических аспектах образования // Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах: Материалы научно-методического семинара вузов Северного Кавказа. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 1999. 6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985. 7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. 8. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах). — Киев: Рад. школа, 1984. 9. БадьониА.Н. Любовь от пробуждения до гармонии. М., 1992. 10. Байсангурова Л.В. Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 16 / Под ред. B.C. Куку-шина. — Ростов н/Д: ГинГо, 2004. 11. Балабан МА. Школа-парк. Школа свободы и выбора // Первое сентября.1997. № 30. 12. Барышникова НА. Особенности организации учебного и кор-рекционно-воспитательного процесса для детей с последствиями органического поражения центральной нервной системы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. № 3.568 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|