Здавалка
Главная | Обратная связь

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА



Важным для преодоления демонстративного поведения и капри­зов является исправление и изменение отношений ребенка с окру­жающими. В случаях демонстративного поведения усилия взросло­го направлены не только на создание у всех детей в группе (классе) и у конкретного ребенка правильного отношения к этой выходке, но и в первую очередь на то, чтобы задать правильное направление стремлению ребенка занять определенное место в коллективе. Для младшего школьника это могут быть хорошая успеваемость, полез­ные для класса дела, аккуратный внешний вид, хорошее состояние учебных пособий.

В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрос­лых должны быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрес­сивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту. Например, допустивший агрессивную выходку ребенок подвергает­ся суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Уборка — не наказание за содеянное.

Несколько труднее предотвратить вербальную агрессию. Если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно просто про­игнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Иногда целесообразно превра­тить оскорбления в комическую перепалку.

Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка со­стоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привлечения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.

Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения де­тей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвижные игры, конструирование, лепку. Детям важно пережить удовольствие от де­монстрации одобряемого поведения перед благожелательной аудито­рией. Нужно давать ребенку с агрессивным поведением возможность реализовать свои лидерские наклонности, но только не через агрес­сивные действия. Можно поручить ему ответственное дело: подгото­вить помещение к занятиям, полить цветы, при этом положительно оценивая его действия. Наказывать же ребенка с агрессивным пове­дением можно только тогда, когда у взрослого сложились с ним дове­рительные отношения.

Предупредить инфантильное поведение можно, если своевременно выработать у ребенка навыки произвольного поведения, произволь­ной регуляции своих действий, поступков; если последовательно

формировать положительную социальную активность, самостоятель­ность и ответственность.

Нежелательные проявления конформного поведения нужно и мож­но преодолевать, систематически развивая и поощряя сознательно-аргументированную убежденность ребенка в правильности или оши­бочности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений.

Общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с деть­ми, имеющими те или иные недостатки в поведении, выглядят так.

1. Следует акцентировать внимание на поведении, а не на лично­сти ребенка. Реакции взрослых на неприемлемое поведение ребенка должны транслировать ему следующее: «Ты хороший и можешь быть еще лучше, а вот твое поведение сейчас ужасно». Это возможно, если родители, воспитатели, учителя освоят технику «я — высказыва­ния», т. е. научатся особым образом общаться с ребенком, делать ему замечания. В «я — высказывании» можно выделить четыре части: первая содержит объективное описание неприемлемого поведения ребенка в тот или иной момент: «Когда ты разговариваешь и вер­тишься на уроке во время объяснения...»; вторая называет чувства взрослого в этот момент: «...Я чувствую сильное раздражение и доса­ду...»; третья описывает эффект неприемлемого поведения: «...Пото­му что я отвлекаюсь и упускаю нечто важное, интересное...»; четвер­тая содержит просьбу: «Пожалуйста, перестань себя так вести».

2. Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огор­чает взрослых, нужно избегать слов типа «глупо», «неправильно», «плохо». Субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребенка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от ре­шения проблемы.

3. Разбирая поведение ребенка, надо ограничиваться обсуждени­ем того, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошло­му или к бесперспективному будущему наводит и ребенка и взрос­лых на мысль, что сегодняшнее происшествие — что-то неизбежное и неисправимое.

4. Следует снижать, а не усиливать напряжение ситуации. В ре­агировании на неприемлемое поведение ребенка надо избегать сле­дующих типичных ошибок: повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребенка, использовать физичес­кую силу, втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда так», сравнивать одного ребенка с другим.

5. Необходимо демонстрировать детям модели желательного по­ведения.

6. На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы не­обходимо поддерживать систематический контакт с родителями. Они564







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.