Здавалка
Главная | Обратная связь

I. Материально-конструктивная форма книги.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

,
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА

Кожевников Г.В., Куприянова Т.Г.

СИСТЕМА ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ

Учебное пособие по курсу

«Печатные и электронные средства информации»

Для бакалавров по направлению подготовки

Издательское дело

Москва

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 4

I. Материально-конструктивная форма книги……………………… 6

II. Информация и коммуникация.

2.1. Понятие информации. Социальная информация……………13

2.2. Информационная среда. Информационное пространство….18

2.3. Коммуникация. Средства коммуникации…………………….21

III. Виды информации.

3.1. Текстовая информация…………………………………………29

3.2. Изобразительная информация…………………………………36

3.3. Аудиовизуальная информация………………………………...41

3.4. Информационное пространство интернета………………… 43

IV. Типология печатных изданий.

4.1. Понятие типологии изданий…………………………………...51

4.2. Понятие типа и вида печатных изданий………………………59

4.3. Способы типологического познания печатных изданий…….67

V. Типология печатных литературно-художественных изданий.

5.1. Вопросы типологии в трудах ученых…………………………76

5.2. Виды и типы литературно-художественных изданий………..82

5.3. Виды учебных изданий…………………………………………. 95

VI. Типология изданий естественнонаучной и технической книги (ЕНТК) …………………..……………………………………………100

VII. Информационные и другие виды изданий…………………………106

VIII. Типология периодических изданий…………………………………108

IХ. Электронные средства информации.

9.1. Электронные издания. Основные понятия………………… 114

9.2. Состав электронных изданий ……………..………………….. 121

Х. Типология электронных изданий.

10.1. Классификационные признаки электронных изданий……….126

10.2. Классификация web-сайтов…………………………………..140

10.3. Интернет-журнал…………………………………………….. 146

ХI. Элементы аппарата печатного и электронного издания.

11.1. Элементы аппарата печатного издания……………………….152

11.2. Элементы аппарата электронного издания…………………...173

Заключение………………………………………………………………… 176

Библиографический список……………………………………………… 178

 

Введение

В современной издательской отрасли происходит активное вторжение информационных технологий, скорректировавших традиционную модель развития печатной продукции. Современные условия развития издательского дела характеризуются усложнением задач и пересмотром традиционных подходов к подготовке кадров для отрасли. Остро встаёт проблема оперативного принятия решений, поиска новых подходов, быстрого реагирования на меняющиеся условия на рынке издательской продукции. Устойчивая тенденция падения тиражей побуждает издателей искать инновационные подходы к созданию информационного продукта. Однако сделать это без учета сложившихся традиций и накопленного практического опыта не представляется возможным.

На протяжении многовековой истории издательского дела смена исторической формы книги происходит исключительно редко. Ранней исторической формой существования книги был свиток, затем появился кодекс – рукописный, затем печатный. В настоящее время издательское дело находится на рубеже перехода от печатной к электронной форме существования книги. Современной формой существования книги в электронном пространстве, надо полагать, становится файл. Представляется, что это понятие вбирает в себя все разновидности информационного продукта, существующего в электронном виде. На данном этапе, еще в большей степени, чем ранее, книга понимается в широком смысле как носитель информации, как средство межличностной коммуникации, средство взаимодействия создателей произведений с потребителями, актуализированного интернет-технологиями.

В учебном курсе «Печатные и электронные средства информации» материал строится таким образом, чтобы стала понятна взаимосвязь традиций с новыми явлениями в информационном пространстве современного общества. В целях формирования объективного представления о книге в пособии представлены различные точки зрения на типологию, классификацию печатных и электронных изданий, делается акцент на особенности структуры и аппарата изданий, на элементы их оформления. Важное значение приобретает глубокое понимание содержания редакционно-издательских процессов, нацеленных на более полное удовлетворение читательских интересов. Особого внимания заслуживает изучение специфики электронных средств информации, как кросс-медийных продуктов, ориентированных на адресное потребление, персонифицированное информационное общение.

Материал учебного пособия направлен на оказание педагогической поддержки в формировании представлений о системе современных печатных и электронных средств информации, а также в усвоении основ типологического анализа изданий. В пособии раскрываются вопросы типологического моделирования, выработки системного критерия видо-типологической характеристики изданий. Особое место занимают вопросы материально-конструктивной формы изданий, корпуса элементов аппарата изданий. В учебном пособии уделяется внимание новой терминологии, связанной с электронными изданиями.

Данное пособие содержит необходимый базовый комплекс знаний, которые в ходе дальнейшего изучения специальных дисциплин будет углубляться. Результатом изучения материала учебного пособия станет знание основных типологических и классификационных схем, обретение навыков определения конкретных видов и типов изданий, их места в репертуарной политике издательств и функций в обществе. Дополнительная литература, приведенная в библиографическом списке, позволит познакомиться с наработками в области теории и практики печатных и электронных средств информации, а также выполнить предусмотренные учебным планом контрольные задания – тестовые, контрольные, курсовые работы.

 

I. Материально-конструктивная форма книги.

Структура издания подразумевает единое целое всех элементов, «внутреннее скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых дают книге функционировать как некой целостности»[1]. Основным предназначением книги является функция сохранения и передачи информации, и создатель произведения стремится к тому, чтобы передать свои мысли и возникающие образы, поделиться ими с читателями. Между моментом фиксации информации и читательским восприятием книга играет роль посредника. В этом процессе временной отрезок не имеет значения: произведение может быть востребовано и через длительный период времени, и каждое поколение читателей заново раскрывает замысел автора, дает новое прочтение смыслов. «Книги, - по выражению П. Отле, - это материализованная память человечества». По материальной конструкции книжные издания представляют кодексы со сфальцованными листами, скрепленными в корешке. Комплектными являются издания, составленные из листов, заключенных в обложку.

Общие требования к внешней материально-конструктивной форме книги состоят в том, чтобы книга была эргономичной, долговечной и удобочитаемой. Эти условия играют особую роль в потреблении книги. Признак эргономичности важен для удобства пользования книгой с незапамятных времен, когда человек постоянно находился в движении – военных походах, странствиях и паломничествах. Признак удобочитаемости влияет на скорость чтения и восприятие информации. Удобочитаемость зависит от рисунка букв, качества изображения, плотности шрифта. Этот признак актуален в наши дни, особенно при мобильном образе жизни, которую ведет современный человек. Частично проблему восполнения информационной потребности решают электронные средства передачи информации, но полностью удовлетворить их они не могут. Признак долговечности изначально предопределяет продолжительность существования книги, и только время может разрушить эту предопределенность.

Ученые - книговеды начала ХХ столетия вывели зависимость формы книги от общего состояния культуры той или иной эпохи, отметив при этом, что книга должна «соответствовать обычаям и традициям, установившимся в той или иной местности»[2]. Архитектоника издания должна подчиняться общему замыслу и корреспондировать со всеми элементами оформления, составляя единое целое. Клубные, юбилейные, сувенирные издания относятся к классу повышенного качества. Подарочные издания, призванные удовлетворять не только информационные, но и эстетические потребности, напротив, изначально выпускаются в такой материально-конструктивной форме, которая предполагает бережное хранение и продолжительное существование. Печатное издание, предназначенное для массового потребления, выполняется на книжно-журнальной бумаге. Издания повышенного качества – на бумаге машинной гладкости, на мелованной и глазированной бумаге.

К числу обязательных элементов книжного кодекса относятся книжный блок, переплет, обложка. Остальные элементы внешней материально-конструктивной формы издания оформляются в зависимости от его вида, эстетических вкусов редактора и оформителя и от финансовых возможностей издательства, а также от принятой там практики оформления изданий. Элементы внешнего оформления издания содействуют позиционированию издания на книжном рынке и преследуют цель – выделить конкретное издание из общего ряда, заинтересовать читателей и стимулировать приобретение книги.

Книжный блок состоит из печатных тетрадей, подобранных в логической последовательности по ходу изложения текста. Тетради нумеруются для удобства их подборки в книжный блок. Нумерация тетрадей называется сигнатурой. Для составления книжного блока тетради обрезаются с трех сторон книжного блока (сверху, снизу, с правой стороны) и скрепляются между собой по левому полю в корешке, называемым внутреннее, или корешковое поле. Правое поле называется наружное или переднее; верхнее поле – головное, нижнее – хвостовое. Все страницы книжного блока нумеруются, нумерация страниц называется пагинацией.

Книжный блок помещается в переплет или в обложку.К элементам переплета относится передняя и задняя сторонки переплетной крышки, покровный материал, изготовленный из различных материалов - картона, ткани, ледерина, коленкора, кожи. С 2013 года стали применяться новшества – металлизированные обложки [3]. К элементам переплета относятся корешок, отстав, форзац. Крепление блока к корешку бывает клеевое, проволочное, ниточное. Края переплета, выступающие за пределы книжного блока, называются кантами.

Переплет выбирается в зависимости от многих факторов. Переплет из бумаги используется в изданиях, предназначенных для непродолжительного срока службы, например, для справочников карманного формата и нормативно-инструктивной литературы. Для более длительного использования в изданиях применяется бумага, покрытая полимерной пленкой.

Наиболее употребительным является переплет № 5 – составной, жесткий переплет с картонными сторонками. Этот переплет предназначен для учебников, справочников, научных изданий, изданий художественной и детской литературы, рассчитанных на долговременное и частое использование. Переплет № 7 – жесткий, цельнотканевый переплет с картонными сторонками; переплет 7А – жесткий, с бумажными сторонками, покрытыми синтетической пленкой. Эти переплеты предназначены для изданий по искусству и для собраний сочинений. В улучшенном варианте с тканевыми сторонками этот переплет идет на капитальные издания, в частности, энциклопедии.

Обложка представляет собой бумажное покрытие книжного блока с защитным слоем прессованной пленки. Она состоит из первой – лицевой и последней - задней сторонок. Согласно ГОСТ 22240-76 различают четыре типа обложек: тип 1 – обложка для крытья внакидку; тип 2 – обложка для обыкновенного крытья; тип 3 – обложка для крытья вроспуск; тип 4 – обложка составная с окантованным корешком.

Функции обложки, как и переплета, заключаются в предохранении от загрязнений и порчи, обложка служит информационным и рекламным целям. Обложка может быть иллюстрированной, или содержать только текст. От качества подготовки и оформления обложки зависит в немалой степени успех издания. В современных переплетах на задней сторонке помещается аннотация, анонс книг, сведения об авторе, и этот информационный блок также играет стимулирующую роль в активизации покупки.

К элементам материально-конструктивной формы относится суперобложка – дополнительное бумажное покрытие книжного переплета, отпечатанное в несколько красок. Суперобложка служит для предохранения от истирания переплета, является элементом художественного оформления издания и играет декоративную роль. Издание может быть помещено в футляр, изготовленный из простого картона, обклеенного бумагой, или обтянутого тканью.

Для придания прочности соединения книжного блока с переплетом и для того, чтобы скрыть недостатки крепления, издавна применяется форзац. Он представляет собой четырехсторонний лист бумаги, сфальцованный в один сгиб. Форзац наклеивается на внутреннюю сторонку переплетных крышек, что придает книжному блоку аккуратный вид.

С противоположной сторонки переплетной крышки также крепится лист бумаги, который называется нахзац. Корешок переплета бывает прямой и кругленый. На концы корешка прикрепляется каптал – тесьма шириной до 10 мм, край которой слегка утолщен и может отличаться по цвету от основного цвета тесьмы. Элементом украшения издания и свидетельством высокой издательской культуры является ляссе– ленточка, выполняющая функцию закладки.

Еще одним элементом оформления книжного блока является фронтиспис. Это иллюстрация, помещенная перед первым листом издания – титулом. Фронтиспис содержит иллюстрацию, портретную или сюжетную. Фронтиспис служит элементом украшения и печатается, как правило, на бумаге повышенной сортности.

В некоторых книгах можно встретить экслибрис, книжный знак владельца, свидетельствующий о принадлежности книги к личному собранию. Экслибрис принято наклеивать на переплет, либо с внутренней, либо с внешней сторонки переплетной крышки.

Формат издания определяется размером бумажного листа и долей листа, на которую приходится одна страница издания. Выбор формата зависит от функционального назначения, содержания, объема издания. Издания большого формата от 84х108/8 до 84х90/16, употребляются в подарочных изданиях. Издания малого формата от 70Х90/32 до 70х108/64 в нестандартных изданиях. Наиболее часто употребляемые форматы - от 70х100/16 до 70х108/32. Помимо стандартных форматов существует формат миниатюрного и портативного изданий. Миниатюрным считается издание, высота книжного блока которого по корешку не превышает 100 мм. Формат миниатюрного издания от 70х90/64 до 60х84/12. Портативное издание – это издание, в котором при небольшом формате помещается больший объем текста за счет убористого шрифта, или за счет современных приемов верстки текста и иллюстраций. Непосредственно с форматом связаны пропорции страницы, выражающиеся в соотношении ширины и высоты.

Титулатура издания состоит из титульного листа, авантитула, контртитула, концевого титульного листа. Титульныйлист – одна из первых страниц издания; он может быть одинарным или двойным. На одинарном титульном листе помещаются только необходимые сведения, а на двойном - сведения, позволяющие более полно представить конкретное издание. Первая страница двойного титула именуется авантитулом; здесь может быть помещено название серии, логотип издательства, эпиграф, посвящение и т.д. Титульный лист может быть двойным. Он состоит из контртитула (с левой стороны) и следующего за ним титульного листа. Двойной титульный лист применяется в многотомных, серийных и переводных изданиях. Разновидностью титульных листов являютcя титульные листы - распашной титульный лист, совмещенный титульный лист и шмуц-титул. Распашной титульный лист позволяет поместить на двух страницах одновременно крупное изображение, например, репродукцию «Панорама Кремля» и сопровождает обычно иллюстрированные издания. Совмещенный титульный лист, напротив, используется в низкобюджетных изданиях, где текст начинается на той же странице, что и выходные сведения. Шмуц-титул помещается внутри издания и используется как дополнительный в целях рубрикации, например, выделения частей текста произведения.

Шрифт, как основной элемент графического оформления издания, играет существенную роль в восприятии текста. Гарнитура шрифта – это объединение разных по кеглю и начертанию, но одинаковых по рисунку букв. При выборе шрифта учитывается ряд факторов. При выборе гарнитуры шрифта[4] и его размера руководствуются критериями содержания, целевого назначения и читательского адреса. Также нельзя игнорировать технологические возможности, которыми располагает полиграфия, а в современных условиях и компьютерные технологии. При выборе шрифта важным является принцип соответствия времени создания произведения, как наиболее отчетливый способ выражения духа времени. Особенно этот принцип свойственен изданиям собраний сочинений. Существует ассоциативный стиль интерпретации текста с помощью шрифтовой композиции. Шрифты имитируют, напоминают изображаемый предмет, объект. Считается, что наклонный шрифт вызывает представление о движении, трафаретный шрифт ассоциируется с упаковкой и т.д. В целом же шрифт в издании должен быть эргономичным, выразительным и адекватно воспринимаемым. Основной текст набирается шрифтами легкой насыщенности, полужирным шрифтом выделяются заглавия рубрик, курсивный шрифт используется при наборе текстов, носящих пояснительный характер, в качестве дополнения основного текста. В целом выбор шрифта определяет эстетическую ценность издания.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Что включает понятие материально-конструктивной формы книги?

2. Какие требования предъявляются к оформлению современной книги?

3. Какие обязательные элементы должны быть в современном книжном издании?

4. Какие составные элементы книжного блока вам известны?

5. Какие элементы оформления выполняют эстетическую функцию?

6. Что такое формат издания, и какие бывают форматы?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.