Понятие типологии изданий.
В науке о книге – книговедении центральное место занимает проблема классификации и типологии изданий. Типология используется с целью «сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов»[24]. Типология – научная дисциплина, основной метод которой расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной модели. Типология базируется на выявлении сходства и различий, присущих изучаемым объектам. Вместе с тем, типологию не следует отождествлять с типизацией, понимаемой как принципы и методы систематизации на уровне конкретных изданий. Типология изданий — один из разделов научного знания, который одновременно принадлежит как книговедению, так и документоведению. Ученые, рассматривающие книгу как вид документа, считают, что «это материальный объект с зафиксированной на нем информацией»[25], функции которого аналогичны функциям книги: закрепление, сохранение и передача информации. Некоторые книговедческие проблемы типологии книги невозможно решить, не учитывая документоведческое знание и документологический подход. Решение проблем типологии крайне важно и необходимо, так как на основе типологических признаков и соответствующих характеристик предъявляются требования к редакционно-издательской подготовке изданий. В работе «Редакторская подготовка изданий» подчеркивается значение типологии следующим образом: «Типологические свойства являются определяющими при выборе редактором форм и методов его работы над конкретным изданием…Без знания и учета типологических признаков и особенностей немыслима подготовка доброкачественного издания как результата редакционно-издательской деятельности»[26]. Типология помогает взаимодействию средств информации, определению места конкретного издания в общей структуре издательского репертуара. На определенном этапе развития книговедения задачей является «выявление функциональных признаков изданий, установление взаимосвязи между их видами и типами, изучение закономерностей, лежащих в основе видо- и типообразования»[27]. Функциональный подход, предполагающий критерий социального назначения, широко использовался для выявления специфики видов литературы. Функциональный подход предполагает выявление целевого назначения изданий – направленность на решение конкретной задачи, выдвигаемой обществом и его потребностями. Наиболее существенный вклад в развитие рассматриваемой проблемы внесли такие известные русские книговеды, как Н.А. Рубакин, А.М. Ловягин, П.Х. Кананов, Е.И. Шамурин. Именно в работах Н.А. Рубакина и А.М. Ловягина впервые в отечественном книговедении типология книги была поставлена как важнейшая научная проблема. Следует сказать, что П.Х. Кананов ввёл затем само понятие «типология книги» для обозначения учения о книгах как посредниках между авторами и читателями. Занимаясь вопросами библиопсихологии, Н.А. Рубакин, выявил несколько классификационных критериев: критерий истины (научный) и критерий справедливости (этический). При этом автор признает их относительный характер и вносит уточнение, что среди книг есть два типа: объективный и субъективный [28]. Из дальнейших рассуждений автора следует, что первому типу присущ научный критерий (истины), второму – индивидуальное восприятие. Например, Н.А. Рубакин абсолютизировал психологический фактор в создании и восприятии литературного произведения; все книги он делил на три типа: интеллектуальные, эмоциональные и побуждающие к практическим действиям. С другой стороны, он же выделял три массива книг по их функциональному назначению и читательскому адресу: общеобразовательного характера, специальные (для специалистов) и злободневные (указы, отчёты и т. д.)[29]. Новую систему предложил А.М. Ловягин. В «Основах книговедения» (1926) он разделил книжный массив на четыре группы: 1) учебные книги; 2) научные книги; 3) литература сопереживания; 4) литературные памятники быта[30]. Начиная с 1924 г. над классификацией по «социальному назначению» работает группа сотрудников Государственной центральной книжной палаты. В 1929 г. статистические данные стали впервые формироваться по этому принципу. А в 1934 г. К.И. Пропина и А.А. Терновская опубликовали новую систему, которая легла в основу современной группировки по «целевому назначению». В 1932 г. в НИИ ОГИЗа был создан «Проект номенклатуры книжных изданий», опубликованный в книге А.А. Реформатского. В этом проекте проявился принципиально новый подход к типологическим разработкам. Новая система включала группы изданий по «целевой установке», каждая из которых делилась на более мелкие «типы» и «виды» изданий в зависимости от их тематики, читателя и «жанра». Работа А.А. Реформатского и составителей «Проекта номенклатуры…» стала первой научно обоснованной универсальной типологической системой. Она сохранила своё значение до наших дней[31]. М.Н. Куфаев уделял большое внимание материально-технической стороне книги. Он первым отметил все основные точки, которые могут служить объектом типологического анализа (история мысли, история литературы; форма: страница, тираж, размер книги, бумага, иллюстрации, письмо, шрифт; типографское дело, искусство книги, переплётное дело)[32]. Оригинальное решение предложил П.Х. Кананов. Его позицию можно назвать библиографической. Отправными точками для типологического анализа исследователю послужили элементы библиографического описания: автор (один, два, коллективный), титульный лист (различные его варианты в одном издании), издание (первое, переиздание, переработанное и дополненное), переводы и т. п. Основоположниками типологической проблематики являются советские ученые-книговеды Р.Г. Абдуллин, И.Е. Баренбаум, Б.Я. Бухштаб, И.Г. Моргенштерн, Н.М. Сикорский, Н.П. Лавров, Г.Н. Швецова–Водка, Ю.Н. Столяров. Проблемой научной типологии в свое время занимались ученые НПО «Всесоюзная книжная палата». В 1978 г. в рамках научного проекта было проведено исследование, в результате которого была разработана типология изданий. Согласно полученным результатам, типология рассматривалась с точки зрения не одного признака, а нескольких. Среди них – содержание, целевое назначение и другие признаки, в разных комбинациях способных отражать все многообразие книжных изданий. Много позже старший научный сотрудник отдела книговедения В.П. Смирнова[33] в своей статье обратилась к типологической модели 1930-х годов, где были намечены признаки, формирующие тип издания. К ним относились: социальное значение книги, взаимосвязь формы и содержания, внутренне и внешнее оформление. Активно велись теоретические изыскания в области типологии в Московском государственном университете печати. Весомый вклад в развитие современной типологии внесли А.А. Беловицкая, А.А. Гречихин, С.П. Омилянчук, Ф.А. Кузин, Г.В. Кожевников. Большинство исследователей занимались изучением типологии литературно-художественных книжных изданий. В основном учёные выделяют следующие типологические признаки издания - это предмет, целевое назначение и читательский адрес. Правомерность такого подхода подтверждается тем, что почти все исследователи данного вопроса осознанно или неосознанно использовали, или пытались использовать эти признаки. Однако, начиная с середины 1990-х годов, теоретические разработки в области типологии практически прекратились. Общая теория типологии в целом, независимо от ее объекта, в настоящее время разработана еще недостаточно.Существуют разные подходы к тому, как определять объект и предмет типологии, цель и первоочередные задачи. Обобщая имеющиеся представления, можно сказать, что типологией называется раздел какой-либо науки, занятый научной систематизацией (классификацией) предметов или явлений по общности (сходству) каких-либо свойств или признаков на группы (классы), обычно именуемые типами. Объектомнаучного познания считается книга в целом, а также ее отдельные стороны, «категории книги»: литература, издание, произведение письменности и печати. Поэтому проблема типологии иногда формулируется, как «типология литературы», или «типология изданий». Среди рассматриваемых категорий: книга, литература, издание, произведение письменности и печати и др.Поэтому проблема иногда формулировалась как «типология литературы», или «типология изданий», без уточнения соотношения их с типологией книги, но задачи их оказывались весьма равноценными. Ученый-книговед А.А. Гречихин, плодотворно занимавшийся типологией, приводит следующую формулировку: «Типология — часть общей теории информационной деятельности (книговедения, информатики, общей теории социальной коммуникации), изучающая путем построения обобщающих, идеализированных моделей историю, методику и практику систематизации произведений печати в целях их эффективного производства, распространения и использования в обществе»[34]. При этом автор считает, что тип является высшим уровнем систематизации, в то время как остальные категории являются лишь «конкретизацией» типа. Он выделяет четыре уровня типологии книги: общая типология, функциональная (отраслевая), далее специальная типология и типология отдельных изданий. Функциональная, или отраслевая типология применима по отношению к цельному массиву книг, отражающих отдельные сферы общественной жизни, науки и производства. Специальная типология рассматривает группы книг, ориентированных на обслуживание отдельных ролевых функций читателя. В целом ученый видит цель типологии в решении задачи построения «идеализированной, т.е. типологической модели для всего многообразия реально существующих в обществе книг». Гречихин, анализируя варианты комплексного критерия систематизации, предложенные многими исследователями данного вопроса (Кастрюлиной Л. Н., Черняком А. Я., Тепловым Д. Ю., Моргенштерном И. Г., Афанасьевой Л. Н., Швецовой-Водкой Г. Н.), обобщает всё сказанное и приводит наиболее существенные свойства книги как объекта систематизации: 1) цель (целевое, социальное назначение или функция) – научная категория, отражающая сущность той задачи информационного общения, которая реализуется в данной книге; 2) предмет (содержание, тема) – научная категория, отражающая особенности социальной информации как содержания данной книги; 3) метод – научная категория, отражающая способы логического (мыслительного) достижения поставленной цели информационного общения в данной книге; 4) жанр (знаковая, литературная форма) – научная категория, отражающая способы семиотического воспроизведения содержания (социальной информации) в данной книге; 5) социальная значимость – научная категория, отражающая качественную избирательность (новизна, ценность и полезность) социальной информации как содержания данной книги; 6) полнота – научная категория, отражающая количественную избирательность социальной информации как содержания данной книги; 7) социальный уровень – научная категория, отражающая место (координаты) данной книги в системе информационного общения; 8) структура – научная категория, отражающая способы членения и взаимосвязи социальной информации как содержания данной книги; 9) время – научная категория, отражающая способы историко-хронологического освоения (охвата) социальной информации как содержания данной книги; 10) пространство – научная категория, отражающая способы территориально-географического освоения (охвата) социальной информации как содержания данной книги; 11) материальная конструкция (материально-конструктивный носитель, полиграфическая форма) – научная категория, отражающая способы технологического (полиграфического) «овеществления», опредмечивания социальной информации как содержания данной книги; 12) потребность (читательское назначение, адрес) – научная категория, отражающая социально-психологические возможности освоения и использования социальной информации как содержания данной книги[35]. В любом случае, подчёркивает Гречихин, критерий систематизации книги должен носить характер единства многообразного из определённой совокупности её наиболее существенных признаков. Далее автор ставит задачу построения типологической модели каждого типа и вида книги, а также типологической модели для каждой из подсистем. В основу теории А. Гречихиным была положена типологическая модель книги, построенная на научных категориях и понятиях, отражающих сущность книги, которая, по мнению автора, есть, в первую очередь, «способ информационного общения». Автор, однако, не исключает практического и методологического значения типологической модели книги. Типологическая модель книги – это ее идеализированный образ, или аналог, реализующий в коммуникативном процессе заложенное триединство: социальной информации, знаковой и материально-конструктивной формы. Типологическая модель книги имеет значение: – информационное, так как является источником знаний; – методологическое, так как выступает средством познания мира; – практическое, так как является средством конструировании и использования книги; – управленческое как средство контроля и воздействия на книжное дело в целях его оптимизации. Типологическая модель книги, предложенная А.А. Гречихиным, представляет многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному. Высшим уровнем является «тип», определяемый комплексом наиболее существенных признаков. Конкретизация специфических особенностей книги определяется категорией «вид». Понятие «род», предложенное А.А. Гречихиным, в книговедении не закрепилось, и на практике употребляются такие понятия, как «тип» и «вид». В специальной литературе употребляются понятия - типология книги, книговедческая типология, теория классификации произведений печати и т. п. В работах А.А. Гречихина[36] типологическая проблема находит отражение в разработке принципов типологии изданий. Ученый выделяет коммуникативный принцип, связанный с категориями общения, общественных отношений коммуникации, информации, знаковой системы. Этот принцип определяет специфику духовного общения людей. Коммуникативная функция осуществляется в единстве содержания, знаковой и материально-конструктивной формы. Второй принцип деятельности означает, что книга является результатом деятельности человечества и одновременно призвана служить человечеству, удовлетворяя его потребности. Разрабатывая тему дальше, А.А. Гречихин предлагает для систематизации произведений печати употреблять не общий термин «типология», а с учетом специфики книжной, коммуникативной природы издания — локальный термин «библиотипология». Объектом библиотипологии является все многообразие произведений печати, а предметом, или собственно, содержательным аспектом исследования — систематизация произведений печати, выявление закономерностей формирования их как системы в процессе производства, распространения и использования в обществе[37]. Автор подчеркивает значение принципа коммуникативности для понимания сложности и многофакторности объекта типологического изучения - книги. Триединство – содержание, знаковая форма и материальная конструкция – является основой для осуществления коммуникативной функции книги. Другой подход связан с именами ученых-книговедов А.А. Беловицкой[38] и С.П. Омилянчука[39], которые считают типологию книги учением о сущности объекта и предмета, о составе и структуре книговедения. Типология книги, по определению А.А. Беловицкой, является «общей теорией науки о книге»[40]. Объектом типологии является система - книга, книжное дело, книговедение, т.е. различные книговедческие явления, понятия, отношения во всем разнообразии их развития. Предметомтипологии является cистематизация книги, книжного дела, книговедения, явлений, связанных с их существованием и развитием, определение закономерностей формирования книги в процессе ее движения (производства, распространения, использования) в обществе. Также Беловицкая отмечает, что «теоретическое воспроизведение сущностных свойств, связей и отношений дает возможность воссоздать целостность изучаемого явления»[41]. Свое определение типологии дает Г.Н. Швецова-Водка, опирающееся на изучение особенностей развития документального отражения социальной информации. По её мнению, типологияопределяется как «знание категорий книги, их видообразующих свойств и логического соотношения различных категорий книги, выделенных по признакам назначения и формы»[42]. Предметом типологии книги является группировка, систематизация и создание научных классификаций. Автор Швецова-Водка выделяет социальное назначение книги как основной типообразующий признак, носящий системный характер. Он включает целевое назначение и читательский адрес, «особенности происхождения литературных произведений и их значение в жизни общества»[43], а также их стилистические и композиционные особенности. Известный библиографовед, профессор, доктор педагогических наук И.Г. Моргенштерн[44] усматривал необходимость систематизации знаний для выявления закономерностей развития книги, познания ее сущности. В своих разработках ученый выделил несколько проблем, затрудняющих создание общей типологии книги. К ним относится неупорядоченная терминология, сложившаяся в книговедении, размывание четких внешних признаков, разделяющих все явления книжного мира и стремление выделить один-два ряда типологической классификации, способной охватить все многообразие книг. Он также подчеркивал многообразие типологических схем, разработанных учеными разных отраслей знаний. Решение проблемы ученый видел в общих принципах типологии книги и выдвинул следующие их них: 1.Социальная детерминированность, означающая хронологические границы типологического исследования, тенденции развития книги в определенных исторических и социальных условиях, воздействие общественных потребностей. 2. Логическая обоснованность, т.е. наличие единого основания деления. 3. Соответствие схем классификации потребностям книжного дела. 4. Отражение в классификации существенных элементов книги. В итоге автор дает определение типологии как «знание категорий книги, их видообразующих свойств и логического соотношения различных категорий книги, выделенных по признакам назначения и формы»[45]. Вместе с тем, автор разграничивает понятие типологии с типизацией, давая пояснение, что типизация - это упрощенная система классификации, распределение изданий по определенным критериям. В настоящее время значение проблемы типологии книги существенно возрастает в связи с активным внедрением в издательскую отрасль цифровых технологий и автоматизированной обработки информации.
Вопросы для самопроверки. 1.Что означает понятие «типология книги»? 2. В чём заключается главный типологический признак книги? 3. Что означает коммуникативный принцип типологии книги? 4. Что понимается под термином «библиотипология»? 5. Какие принципы типологии предложил И.Г. Моргенштерн? 6. В чём своеобразие подходов к типологии книги Г.В. Кожевникова? 7. Как рассматривает проблему типологии А.А. Гречихин? 8. Что такое типологическая модель книги?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|