Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие типа и вида печатных изданий.



В настоящее время почти во всех типологических разработках традиционно выделяются типы и виды изданий. Как отмечают Е. А. Корнилов и А.И. Акопов: «Типология — историко-теоретическое системное описание изданий по типоформирующим факторам, их классификация, анализ взаимоотношений, связей между подвергнутыми классификации изданиями в пределах данной системы»[46]. Понятие типа является ключевым в типологии и отражает сущность явления. Типв современной трактовке – «идеальная модель объекта», отражающая наиболее существенные признаки множества изданий, это идеальный прообраз, проявляющийся в видовых особенностях. Иными словами, это типичный объект, служащий эталоном, с основополагающими признаками которого может не быть полного совпадения. Тип издания - это архетип, который отражает существенные черты любого издания, конкретного типа издания, типичного единичного явления.

Книга является способом социальной коммуникации, определенной ступенью коммуникационного процесса, сущностью и содержанием понятия «книжное общение»; главным типологическим признаком книги выступает диалектическое единство предмета (характера информации), целевого назначения и читательского адреса. На этих критериях базируется типология изданий. Первый признак – характер информации предполагает рассмотрение не содержания произведения, а его изучение по следующим критериям:

1. Глубина проработки проблем. Для различных изданий характерны различные подходы, например, степень сложности языка изложения важны для разграничения произведений научных и научно-популярных изданий, состав и уровень текстологической подготовки имеет значение для изданий художественной литературы, для учебных изданий играет приоритетную роль наличие аппарата усвоения материала.

2. Характер изложения материала связан с функциональным стилем: научным, научно-популярным, публицистическим, деловым, художественным.

3. Степень нормативности – критерий, на основе которого выделяются издания нормативного характера. Этот критерий отражает, насколько данное издание может служить руководством в деятельности человека, независимо от характера этой деятельности – научной, производственной, практической, культурной и т.д.

4. Соотношение теоретического и эмпирического материала, в основном в изданиях учебной литературы, где выделяются учебники, сочетающие теоретические и практические сведения, учебные пособия и практикумы.

5. Широта тематики определяет тип универсальных и специализированных изданий. К первому типу относятся общие энциклопедии, ко второму – отраслевые, тематические, персональные энциклопедии.

6. Знаковая форма передачи содержания обусловливает деление на текстовые и нетекстовые; последние, в свою очередь делятся на картографические, нотные, изоиздания.

Важную роль в типологии играетцелевое назначение, под которым понимается социальная роль издания в обществе. Целевое назначение изданий тесно связано с потребностями общественной жизни и практики в целом и конкретных групп потребителей. Общественные потребности отражают интересы всей системы социальных отношений, сложившихся на конкретном отрезке времени, групповые потребности отражают интересы определенной сферы жизни и деятельности.

Целевое назначение книги заключает в себе всю специфику задач коммуникативной деятельности и различных ее способов, а кроме того, специфику социальных задач из различных сфер общественной деятельности, которая обслуживается этими способами коммуникации.

Целевое назначение литературно-художественного книжного издания можно определить как обеспечение обращения в обществе литературно-художественного произведения, организованного с наибольшей степенью сложности отражения его контекста и текста, отношения общества к нему средствами литературно-художественного книжного общения. При этом следует отметить сложность и многоуровневость целевого назначения литературно-художественного книжного издания, связанные со сложностью и многоуровневостью его предмета. Таким образом, помимо общего целевого назначения можно выделить соответственно уровням системы «предмет» и различные уровни целевого назначения.

Исследователь Г.В. Кожевников[47] считает, что целевое назначение литературно-художественного книжного издания обусловлено его спецификой, как определенного этапа опосредования словесной художественной информации, словесной художественной деятельности и ее результата – словесного художественного образа – в коммуникационном процессе, как субъекта и результата литературно-художественного книжного общения, как формы существования в книжном деле литературно-художественной книги. Поэтому оно включает в снятом виде целевое назначение всех предыдущих уровней этого коммуникационного процесса и его реализация в целостности литературно-художественного книжного издания становится действительностью всех предыдущих уровней.

Подобным образом определяется и сложность, системность читательского адреса издания. Читательский адрес литературно-художественного книжного издания, определяемый как направленность книжного издания на литературно-художественный «книжный» тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности в литературно-художественном книжном общении, потребности общества в фундаментальном, многократном (длительном) восприятии литературно-художественных произведений. Здесь важно отметить, что мы имеем дело не с потребностью в словесном художественном освоении действительности и не с потребностью в освоении словесного художественного образа в чистом виде, и даже не с потребностью в литературно-художественном общении и в освоении литературно-художественного произведения, а с потребностью в них же, но опосредованных литературно-художественным книжным общением, то есть с потребностью в освоении литературно-художественного книжного издания. И эта специфичность читательского адреса, направленности литературно-художественного книжного издания на определенный тип читательского восприятия объективно отражается в самом книжном издании, в способах организации литературно-художественного произведения в книжное издание.

Сложность читательского адреса тесно связана с тем, что читательские (общественные) интересы могут выражаться как интерес к различным уровням предмета литературно-художественного книжного издания: как интерес к конкретному отдельному литературно-художественному произведению, как интерес к какой-либо части литературно-художественного общения (части творчества одного писателя, группы писателей одного жанра, литературного направления, эпохи и т.д.), как интерес к результату литературно-художественного общения в целом (всей совокупности литературно-художественных произведений одного автора, различных авторов).

Читательский адрес классифицируется по нескольким критериям: уровень образования, степень профессиональной подготовки, род занятий, возрастные категории. Одно и то же произведение может быть издано для разных групп читателей, и каждое из них будет иметь отличительные признаки.

Материально-конструктивная форма книги – оформление и полиграфическое исполнение издания находится в прямой зависимости от содержания, состава, объема издания. К элементам материально-конструктивной формы относятся переплет, обложка, шрифт, формат, иллюстрации и др. По признаку материальной конструкции выделяются издания повышенного качества (юбилейные, подарочные, сувенирные, клубные, класса люкс), издания обычного оформления и издания в экономном оформлении.

Вид издания представляет собой группировку значительного количества изданий, играющих определенную общественную роль. Вид издания определяется по целевому назначению (научные, учебные, производственные и др.). Виды изданий делятся на подвиды. Критериями деления могут быть знаковая природа информации, характер аналитико-синтетической переработки информации, способ организации произведений и др. В книговедении понятие «вид издания» является одним из основополагающих. Вид издания представляет собой типологическую группировку неограниченного количества изданий, играющих соответствующую общественную роль. Под видом издания Б.Г. Тяпкин понимал «форму материализации идей»[48], что подразумевает включение в понятие «вид» форму записи (словесную, словесно-графическую, графическую, нотную); материальный носитель формы (книга, брошюра, журнал, листовка, листовое издание, открытка, карта и т.д.); способ пользования (сплошное чтение, выборочное чтение, чтение-рассматривание, наведение справки). Таким образом, в основу видовой классификации было положено триединство содержания, знаковой и материальной формы. К этим основным признакам учёный-книговед Ф.А. Кузин добавил периодичность и структуру издания[49] .

Типологическая разновидность определяется тем, что издание обладает не всеми, а лишь частью типологических признаков. Например, справочные издания делятся на энциклопедии, словари, справочники. Среди учебных изданий есть учебники, хрестоматии, сборники задач, лабораторные практикумы. Сборники художественной литературы делятся на антологии, альманахи, хрестоматии.

Ученые-книговеды, занимавшиеся проблемами типологии, определяют вид литературы как «совокупность словесных произведений (письменности или печати), имеющих общественное значение и связанных единством предмета, социальной функции и читательского адреса»[50]. Совершенно очевидно, что книга – это только один из возможных вариантов существования литературного произведения, а, следовательно, вид книги – это только один из вариантов существования, функционирования в обществе вида литературы[51].

Для изданий произведений художественной литературы имеет значение степень полноты, означающая включение творческого наследия автора полностью или частично. В полные собрания сочинений включаются все произведения, их варианты, черновики, и те произведения, достоверная принадлежность которых автору не установлена. Список таких произведений помещается в раздел «Dubia». Издания, выполненные в максимальной полноте, исключают субъективный подход при отборе фактического материала. Вместе с тем, абсолютная полнота относительна, поскольку всегда есть вероятность появления неизвестных ранее произведений автора. По этой причине, хотя в ГОСТ закреплено понятие академического издания собрания сочинений, ряд ученых считают это определение неточным.

Второй критерий – степень подлинности текстов, означает научно подготовленный и критически выверенный по авторизованным источникам текст. Опорной точкой в установлении подлинности текста служит личное волеизъявление автора. Решение этой проблемы в идеале невозможно, хотя издатель должен стремиться дать текст, в наибольшей степени отвечающий замыслу автора.

Немаловажным фактором служит показатель особенностей структуры издания, подразумевающий расположение текста. Композиция в прижизненном издании подчинена концепции автора, в посмертном – концепции издателя. В изданиях художественной литературы наиболее часто применяется хронологический принцип расположения, но он не всегда эффективен в познавательном отношении.

Целевое назначение научно-популярной литературы – один из основополагающих признаков классификации произведений научно-популярной литературы. Научно-популярная литература призвана пропагандировать знание, как сказал однажды акад. П.Л. Капица, «это не пересказ научных мыслей более простым языком». Для того, чтобы популяризировать научное знание, надо четко представлять его суть, и предвидеть, каким образом оно может содействовать прогрессу. Наряду с этим, научно-популярная литература раскрывает многие аспекты обыденной жизни человека – быта, хобби, досуга. Эти издания строятся на принципах занимательности и преследуют преимущественно коммерческие цели. Объединительным признаком разных видов изданий научно-популярной литературы является просветительская миссия, которой издатель подчиняет концепцию и принципы организации произведения в конкретное издание.

Читательский адрес произведений научно-популярной литературы предназначен для неспециалиста, имеющего начальную подготовку и уровень образования в той или иной области деятельности. В зависимости от общеобразовательной и профессиональной подготовки исследователями[52] выделяются следующие группы читателей:

– малоподготовленные;

– читатели- любители, интересующиеся определенной областью науки;

– специалисты высокой квалификации другого профиля;

– специалисты смежного профиля.

Исследователь, изучавший проблему научно-популярной литературы – Б.И. Коссов считает, что в основу деления надо положить уровень образования, в зависимости от чего выделить несколько групп читателей:

– со школьным образованием (полным, неполным);

– со средним специальным образованием;

– с высшим образованием.

Другие ученые считают необходимым учитывать гендерный и возрастной признак. Имеет смысл подход, который предложил французский социолог А. Моль, разделивший читательский адрес на «мир повседневности» и «мир детей»[53]. Возрастной признак деления поддержал отечественный исследователь И.Г. Моргенштерн[54]. Таким образом, следует заключить, что единого подхода ученым не удалось выработать.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Каков критерий выделения изданий нормативного характера?

2. В каких изданиях сочетается теоретический и эмпирический материал?

3. По каким критериям определяется читательский адрес?

4. По каким критериям определяется целевое назначение?

5. Какие критерии определяют вид издания?

6. Каковы элементы материально-конструктивной формы книги?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.