Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационная среда. Информационное пространство.



Информация имеет свойство образовывать вокруг себя определённую среду. Информационная cреда определяется как совокупность окружающих информационную cиcтему элементов (объектов), которые оказывают на нее влияние, или на которые она оказывает влияние. Элементами информационной среды выступают информационные технологии и информационные процессы. Информационная среда включает в себя множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы.

Внешняя среда любой системы рассматривается как подсистема информационной структуры более высокого уровня, и поэтому является информационным образованием уже по своей сущности. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет ее и совершенствует.

К концу XX века в рамках кибернетики стала складываться информационная картина мира, рассматривающая окружающий мир под особым, информационным углом зрения. Роль информации в обществе стала главной, постиндустриальное общество стало информационным, и доля интеллектуального труда в таком обществе увеличилась. Некоторые социологи утверждают, что в информационном обществе без информации нет человека, нет личности и субъекта деятельности. Однако у информационного общества есть неоспоримые плюсы: культурная интеграция и взаимодействие, процессы образования и общения сегодня проходят легко, как никогда ранее, благодаря интернету. Конечно, появление нового информационного поля стало благодатной почвой для развития средств массовой информации. До полного вытеснения электронными изданиями традиционных СМИ ещё далеко, однако уже сегодня интернет-издания непосредственно влияют на печатные СМИ, радио и телевидение.

Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий. К необходимым условиям относится наличие:

– не менее двух различных объектов материального или нематериального мира;

– общего свойства объектов, позволяющего идентифицировать объекты в качестве носителя информации;

– специфического свойства объектов, позволяющего различать объекты друг от друга;

– свойства пространства, позволяющего определить порядок следования объектов.

Достаточное условие одно: наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, а также общество животных, роботов и т. д.

Информационное пространство — совокупность результатов семантической деятельности человечества. Информационное пространство есть «мир имён и названий». Информационное пространство — то же самое, что семантическое пространство. Сема́нтика (от древнегреч. σημαντικός — обозначающий). Предметом исследований семантики является смысловое содержание информации. Семантика является разделом более общей науки – семиотики, исследующей свойства знаков и знаковых систем. Знаковой системой считается система конкретных или абстрактных объектов (знаков, слов), с каждым из которых определенным образом сопоставлено некоторое значение. В теории доказано, что таких сопоставлений может быть два. Первый вид соответствия определяет непосредственно материальный объект, который обозначает это слово и называется денотат (номинат). Второй вид соответствия определяет смысл знака (слова) и называется концепт. При этом исследуются такие свойства сопоставлений как «смысл», «истинность», «определимость», «следование», «интерпретация» и др. Для исследований знаковой системы используется аппарат математической логики и математической лингвистики. Основным достижением теории является создание аппарата семантического анализа, позволяющего представить смысл текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке.

Информационным пространством может также считаться совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей. Строго говоря, информационное пространство, будучи одним из первичных понятий, не может быть точно определено. Чаще всего, этот термин понимают, как логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру. Основными компонентами информационного пространства являются:

– информационные ресурсы(хранилища информации, «базы данных»);

– средства информационного взаимодействия(техника, технологии, технические средства);

– информационная инфраструктура.

Информационная инфраструктура – система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства общества и средств информационного взаимодействия. Включает в себя совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно- программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации. Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.

Информационное действие – это объявление о намерении, а реальное действие это реализация намерения, реализация моделей преобразования социальной среды для достижения цели всё тем же отдельным человеком в виде информационного акта. На уровне индивидуального (Я) психологическая информация изучается психологами и описывается специфическим языком психологии. Насколько психология это делает адекватно действительным мотивам человеческой деятельности, отражается на уровне рассмотрения социальной информации.

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое информационная среда?

2. Что такое информационное пространство?

3. Каковы условия информационного обмена?

4. Что означает понятие «информационная инфраструктура»?

5. Дать определение и обозначить значение понятия информационного действия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.