Здавалка
Главная | Обратная связь

Способы типологического познания печатных изданий.



В типологии книги используется ряд понятий, связанных с разными способами (методами) типологического познания кни­ги: классификация, систематизация, типологизация (типизация). Уместно заметить, что Моргенштерн разделяет понятия типизации и типологии. По его мнению, типизация – это «процесс распределения произведений или изданий по заранее выделенным категориям, представленным в типологических схемах», в то время как типология – это знание категорий книги, «выделенных по признакам назначения и формы»[55]. Следует учитывать, что типологизации подлежат не конкретные издания, а произведения, входящие в издание и составляющие предмет издательской деятельности. Впервые развела понятия «произведение» и «издание» Л.Н. Кастрюлина[56]. Своё согласие с такой постановкой вопроса выразил И.Г. Моргенштерн, считавший, что в процессе типизации имеет смысл для разграничения этих понятий ввести термины «тип произведений» и «вид изданий». При этом под первым понимать тип литературы, а под вторым – вид печатной продукции[57]. При этом следует иметь в виду, что в классификации используется операция деления объема понятия. Систематизация предполагает исследование свойств отдельных групп с целью установления связей между ними и структуры исследуемой системы в целом. Типологизация предусматривает установление определенных типов, каждый из которых имеет комплекс отличительных признаков. Основными категориями типологического познания книги являются вид, тип, жанр.

Классификация(классифицирование) (от лат. classis — разряд, класс и лат. facio — делаю, раскладываю) происходит от логической процеду­ры деления объема понятия, с помощью чего выделяются группы, классы предметов, обобщенных в родовом понятии. При этом родовое понятие делится на видовые понятия. В та­ком значении классификацией можно считать любое деление некоторого множества предметов на подмножества, независи­мо от природы множеств и характера признаков, используе­мых в качестве основания деления.

Классификация, как пра­вило, представляет собой определенную совокупность делений. Это способ группировки явлений, с помощью которого можно выявить взаимосвязи и взаимозависимость между отдельными элементами системы, а также определить их роль в действии этой системы. Иными словами, классификация демонстрирует, что все элементы книги обусловлены, детерминированы и в своей целостности неразрывны.

Обычно основаниями деления в классификации выбирают признаки, существенные для избранных предметов. Если при­знак классификации отражает наиболее существенные свой­ства объекта классификации, то такая классификация называ­ется естественной; она обнаруживает существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значе­ние. Таковыми являются предметно-отраслевые классификации: УДК(универсальная десятичная классификация) иББК(библиотечно-библиографическая классификация). УДК— международная классификационная система знаний, объединяющая все отрасли знаний в единой универсальной структуре с общей десятичной нотацией. Используется УДК, главным образом, для индексирования и поиска сведений в документальных массивах по содержательным при­знакам. УДК является интеллектуальной собственностью международного Консорциума, который осуществляет контроль ее использования и координацию работ по ведению и развитию классификации. Национальные органы, ответственные за использование УДК, издают эталонные и рабочие таблицы УДК на национальных языках в соответствии с лицензией Консорциума УДК.

ББК – национальная классификация, специализированная для библиотек, построенная по принципу содержания. Библиотеки ведут учет фондов по основным видам изданий, поэтому цель классификации – систематизировать издания в библиотеке и в библиографических изданиях, распределить по отраслям, группам и т.д. По мнению А.А. Беловицкой, существующие классификационные схемы не учитывают сущностную типологическую определенность изданий, что может быть преодолено при создании универсальной их типологии. И далее автор утверждает, что критериями дифференциации может быть общий замысел и целевое назначение.

С позиций системного подхода осмысляет проблему типологии книги А.А. Гречихин, подразумевая систему необходимых и достаточных признаков, «в диалектическом единстве отражающих сущность книги как способа информационного общения»[58]. Объектом типологии книги являются, по мнению ученого, любые книговедческие явления, понятия, отношения, взаимосвязи. В первую очередь сказанное относится к книжному делу, книге, книговедению во всем многообразии их развития. Предмет типологии книги – это систематизация книговедческих процессов, объектов, понятий, методов.

В книжной торговле использовалась «Единая классификация литературы для книгоиздания в СССР». Для международной идентификации используется комплексный книготорговый индекс-шифр.

Российская книжная палата, готовящая материалы статистического учета, подразделяет печатную продукцию на книги и брошюры, ноты, карты, печатную графику, периодические и продолжающиеся издания. В применяющейся там классификации учитывается содержание, целевое назначение и ряд других признаков.

Классификации могут быть и искусственными, учиты­вающими несущественные признаки. В целом системы классификации изданий помогают ориентироваться во всем многообразии находящихся в обращении книг. Универсальная типологическая система изданий способна оказать структурирующее влияние на издательскую практику.

Типообразующие признаки, отражающие функционально-целевое назначение произведения, были заложены в типологической схеме, предложенной В.Ю. Иваницким[59]. Автор выделяет в массиве произведений следующие типы литературы: художественная, массовая политическая, музыкальная, научная, учебная, научно-техническая, научно-популярная, производственная. Вторая ступень деления предполагает типы произведений. Массовая политическая литература включает массово-агитационную и массово-публицистическую литературу. Научная литература – это научные труды и источниковедческие тексты. В группу учебных изданий входят учебники, учебные и учебно-методические пособия, в научно-техническую группу автор включил рефераты, просветительские и научно-технические произведения. Производственная литература – пособия, руководства, нормативные материалы. Целевое назначение каждого из типов литературы можно в сжатом виде представить следующим образом: справочное, учебное, информационное, практическое, популярное. Автор разработанной схемы типологии[60] подчеркивает взаимосвязь и взаимообусловленность функционально-целевого назначения произведения и читательского адреса.

Существенно расширяет границы целевого назначения И.Г. Моргенштерн[61]. Так, он считает, что официальная литература предназначена для управления процессами в обществе, научная – для распространения результатов научных исследований, учебная предназначена в помощь обучению, справочная – для нахождения фактических сведений, художественная литература – для удовлетворения эстетических потребностей и т.д.

Типологизация— это систематизация, построенная на при­менении понятия «тип» как совокупности (стойкого объедине­ния) нескольких признаков, характеризующих сущность вещи или явления. О том, что типообразующие признаки должны рассматриваться в совокупности, в свое время, писал В.Ю. Иваницкий: «Число этих признаков в каждой из двух самостоятельных систем может достигать десятка и даже превышать это число»[62]. Если основание деления в типологизации отра­жает системные свойства явлений, то типологизация в то же время выполняет задачу систематизации анализируемых явлений. Построение типологической модели книги связано с системным критерием типологизации, который включает:

– предмет (содержание, тема);

– целевое назначение (цель, социальная функция, социальное назначение);

– читательский адрес (читательское назначение, потребность, адресат);

–метод (способы логического мыслительного достижения поставленной цели информационного общения);

– знаковая природа информации (жанр, язык, знаковый признак);

– социальная значимость (новизна, ценность, полезность содержания);

– полнота (количественная избирательность социальной информации);

– социальный уровень (место, координаты в системе информационного общения);

– структура (способы членения и взаимосвязи содержания);

– время (историко-хронологический охват содержания, периодичность, сроки выхода из печати);

– пространство (территориально-географический охват содержания);

–материальная конструкция (полиграфическая форма, материально-конструктивный носитель, средства фиксации, воспроизведения и восприятия источников информации).

Таким образом, наиболее общими являются признаки функционального назначения, читательского адреса, характера информации, материальной конструкции. Функциональное назначение отражает взаимосвязь изданий с условиями и потребностями общественной жизни. Признак читательского адреса тесно связан с функциональным назначением и определяется в каждой конкретной группе изданий. Характер информации определяется глубиной разработки научных проблем, характером изложения материала, степенью нормативности, соотношением теоретического и эмпирического материала и др. Конструктивная форма включает целый спектр признаков, связанных с художественно-полиграфическим исполнением. Специалисты[63] выделяют несколько качественных уровней в оформлении изданий: повышенного качества, в улучшенном оформлении в обычном оформлении и экономном оформлении.

В ГОСТ 7.60-2003 вид издания определяется как «группа изданий, выделенная по какому-либо одному или нескольких отличительных признаков»[64]. Издание – это произведение печати, которое:

– прошло редакционно-издательскую обработку;

– полиграфически оформлено;

– имеет выходные данные.

В основу типологии положено несколько признаков – целевое назначение, читательский адрес, характер информации, состав основного текста. ГОСТ выделяет следующие виды изданий в зависимости от признака классификации:

По целевому назначению(т.е. характеристика издания с точки зрения выполняемой общественной функции).Цель издания тесно связана с жанром произведения. Жанр обусловливает функцию - воспитательную, развлекательную, образовательную, исследовательскую и др. Функциональное назначение издания диктует и способы использования. По целевому назначению выделяются следующие виды изданий:литературно-художественное, научное, научно-популярное, учебное, справочное, информационное, массово-политическое, духовно-просветительское, официальное, рекламное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, издание для досуга.

По читательскому адресу. В определении читательского адреса играет роль содержание, отбор материала, уровень информационной и культурной подготовки , аппарат, художественное оформление. По читательскому адресу выделяются издания: массовое, популярное, библиофильское, адаптированное, элитарное, издание для детей и юношества, для библиотек, для слепых, для служебного пользования. Каждое из перечисленных изданий имеет свой читательский контингент, отдавая предпочтение какому-либо жанру.

По характеру аналитико-синтетической переработки информации: библиографическое, реферативное, обзорное.

По знаковой природе информации: текстовое, изоиздание, нотное, картографическое.

По материальной конструкции: книжное, журнальное, газетное, комбинированное.

По составу основного текста: моноиздание, сборник, дайджест.

По периодичности: непериодическое, периодическое, сериальное, продолжающееся.

По характеру информации:

1. Для научных и научно-популярных изданий это монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, тезисы докладов научной конференции, автореферат диссертации, препринт(пред публикация, содержит краткое изложение темы).

2. Для официальных и нормативно-производственных изданий – это инструкции, прейскуранты, стандарты, уставные издания (свод правил, устав).

3. Для производственно-практических – практическое пособие, промышленный каталог.

4. Для учебных изданий – учебник, учебное пособие, методические материалы, букварь, хрестоматия, практикум, учебная программа, задачник, сборники упражнений.

5. Для справочных и рекламных изданий – энциклопедия, словарь, энциклопедический словарь, разговорник, толковый словарь, этимологический, орфоэпический, справочник, каталог, путеводитель.

6. Для литературно-художественных изданий – альманах, антология, документально-художественное, научно-художественное, песенник.

По оригинальности: оригинальное, переводное, многоязычное, с параллельным текстом

По способу организации произведений: академическое, собрание сочинений, избранное, многотомное, однотомное, отдельное издание, сериальное издание.

По повторности выпуска: первое, переиздание, новое, дополненное, исправленное, переработанное, расширенное, стереотипное, повторное, перепечатка.

По формату: малоформатное, карманное, миниатюрное, портативное (малого объема, напечатанное убористым шрифтом), книжка-малютка, фолиант.

По характеру оформления и способу полиграфического исполнения: пейпербек, улучшенное, факсимильное, репринтное, литографическое, кипсек, ксилографическое издание. Сюда же можно отнести юбилейное и мемориальное издание.

По принадлежности автору: анонимное, собственное, прижизненное, посмертное, ведомственное, совместное, контрафактное.

Вопросы для самопроверки.

1.Каковы различия между классификацией и типологией?

2. Каковы функции УДК и ББК?

3. Какие существуют типы литературы?

4. Какие признаки включает системный критерий типологизации?

5. Как в ГОСТе определяется «вид издания»?

6.Какие виды научных изданий выделяются по характеру информации?

7.Какие виды изданий выделяются по способу организации произведений?

8. Какие виды изданий выделяются по признаку повторности?

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.