Способы типологического познания печатных изданий.
В типологии книги используется ряд понятий, связанных с разными способами (методами) типологического познания книги: классификация, систематизация, типологизация (типизация). Уместно заметить, что Моргенштерн разделяет понятия типизации и типологии. По его мнению, типизация – это «процесс распределения произведений или изданий по заранее выделенным категориям, представленным в типологических схемах», в то время как типология – это знание категорий книги, «выделенных по признакам назначения и формы»[55]. Следует учитывать, что типологизации подлежат не конкретные издания, а произведения, входящие в издание и составляющие предмет издательской деятельности. Впервые развела понятия «произведение» и «издание» Л.Н. Кастрюлина[56]. Своё согласие с такой постановкой вопроса выразил И.Г. Моргенштерн, считавший, что в процессе типизации имеет смысл для разграничения этих понятий ввести термины «тип произведений» и «вид изданий». При этом под первым понимать тип литературы, а под вторым – вид печатной продукции[57]. При этом следует иметь в виду, что в классификации используется операция деления объема понятия. Систематизация предполагает исследование свойств отдельных групп с целью установления связей между ними и структуры исследуемой системы в целом. Типологизация предусматривает установление определенных типов, каждый из которых имеет комплекс отличительных признаков. Основными категориями типологического познания книги являются вид, тип, жанр. Классификация(классифицирование) (от лат. classis — разряд, класс и лат. facio — делаю, раскладываю) происходит от логической процедуры деления объема понятия, с помощью чего выделяются группы, классы предметов, обобщенных в родовом понятии. При этом родовое понятие делится на видовые понятия. В таком значении классификацией можно считать любое деление некоторого множества предметов на подмножества, независимо от природы множеств и характера признаков, используемых в качестве основания деления. Классификация, как правило, представляет собой определенную совокупность делений. Это способ группировки явлений, с помощью которого можно выявить взаимосвязи и взаимозависимость между отдельными элементами системы, а также определить их роль в действии этой системы. Иными словами, классификация демонстрирует, что все элементы книги обусловлены, детерминированы и в своей целостности неразрывны. Обычно основаниями деления в классификации выбирают признаки, существенные для избранных предметов. Если признак классификации отражает наиболее существенные свойства объекта классификации, то такая классификация называется естественной; она обнаруживает существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. Таковыми являются предметно-отраслевые классификации: УДК(универсальная десятичная классификация) иББК(библиотечно-библиографическая классификация). УДК— международная классификационная система знаний, объединяющая все отрасли знаний в единой универсальной структуре с общей десятичной нотацией. Используется УДК, главным образом, для индексирования и поиска сведений в документальных массивах по содержательным признакам. УДК является интеллектуальной собственностью международного Консорциума, который осуществляет контроль ее использования и координацию работ по ведению и развитию классификации. Национальные органы, ответственные за использование УДК, издают эталонные и рабочие таблицы УДК на национальных языках в соответствии с лицензией Консорциума УДК. ББК – национальная классификация, специализированная для библиотек, построенная по принципу содержания. Библиотеки ведут учет фондов по основным видам изданий, поэтому цель классификации – систематизировать издания в библиотеке и в библиографических изданиях, распределить по отраслям, группам и т.д. По мнению А.А. Беловицкой, существующие классификационные схемы не учитывают сущностную типологическую определенность изданий, что может быть преодолено при создании универсальной их типологии. И далее автор утверждает, что критериями дифференциации может быть общий замысел и целевое назначение. С позиций системного подхода осмысляет проблему типологии книги А.А. Гречихин, подразумевая систему необходимых и достаточных признаков, «в диалектическом единстве отражающих сущность книги как способа информационного общения»[58]. Объектом типологии книги являются, по мнению ученого, любые книговедческие явления, понятия, отношения, взаимосвязи. В первую очередь сказанное относится к книжному делу, книге, книговедению во всем многообразии их развития. Предмет типологии книги – это систематизация книговедческих процессов, объектов, понятий, методов. В книжной торговле использовалась «Единая классификация литературы для книгоиздания в СССР». Для международной идентификации используется комплексный книготорговый индекс-шифр. Российская книжная палата, готовящая материалы статистического учета, подразделяет печатную продукцию на книги и брошюры, ноты, карты, печатную графику, периодические и продолжающиеся издания. В применяющейся там классификации учитывается содержание, целевое назначение и ряд других признаков. Классификации могут быть и искусственными, учитывающими несущественные признаки. В целом системы классификации изданий помогают ориентироваться во всем многообразии находящихся в обращении книг. Универсальная типологическая система изданий способна оказать структурирующее влияние на издательскую практику. Типообразующие признаки, отражающие функционально-целевое назначение произведения, были заложены в типологической схеме, предложенной В.Ю. Иваницким[59]. Автор выделяет в массиве произведений следующие типы литературы: художественная, массовая политическая, музыкальная, научная, учебная, научно-техническая, научно-популярная, производственная. Вторая ступень деления предполагает типы произведений. Массовая политическая литература включает массово-агитационную и массово-публицистическую литературу. Научная литература – это научные труды и источниковедческие тексты. В группу учебных изданий входят учебники, учебные и учебно-методические пособия, в научно-техническую группу автор включил рефераты, просветительские и научно-технические произведения. Производственная литература – пособия, руководства, нормативные материалы. Целевое назначение каждого из типов литературы можно в сжатом виде представить следующим образом: справочное, учебное, информационное, практическое, популярное. Автор разработанной схемы типологии[60] подчеркивает взаимосвязь и взаимообусловленность функционально-целевого назначения произведения и читательского адреса. Существенно расширяет границы целевого назначения И.Г. Моргенштерн[61]. Так, он считает, что официальная литература предназначена для управления процессами в обществе, научная – для распространения результатов научных исследований, учебная предназначена в помощь обучению, справочная – для нахождения фактических сведений, художественная литература – для удовлетворения эстетических потребностей и т.д. Типологизация— это систематизация, построенная на применении понятия «тип» как совокупности (стойкого объединения) нескольких признаков, характеризующих сущность вещи или явления. О том, что типообразующие признаки должны рассматриваться в совокупности, в свое время, писал В.Ю. Иваницкий: «Число этих признаков в каждой из двух самостоятельных систем может достигать десятка и даже превышать это число»[62]. Если основание деления в типологизации отражает системные свойства явлений, то типологизация в то же время выполняет задачу систематизации анализируемых явлений. Построение типологической модели книги связано с системным критерием типологизации, который включает: – предмет (содержание, тема); – целевое назначение (цель, социальная функция, социальное назначение); – читательский адрес (читательское назначение, потребность, адресат); –метод (способы логического мыслительного достижения поставленной цели информационного общения); – знаковая природа информации (жанр, язык, знаковый признак); – социальная значимость (новизна, ценность, полезность содержания); – полнота (количественная избирательность социальной информации); – социальный уровень (место, координаты в системе информационного общения); – структура (способы членения и взаимосвязи содержания); – время (историко-хронологический охват содержания, периодичность, сроки выхода из печати); – пространство (территориально-географический охват содержания); –материальная конструкция (полиграфическая форма, материально-конструктивный носитель, средства фиксации, воспроизведения и восприятия источников информации). Таким образом, наиболее общими являются признаки функционального назначения, читательского адреса, характера информации, материальной конструкции. Функциональное назначение отражает взаимосвязь изданий с условиями и потребностями общественной жизни. Признак читательского адреса тесно связан с функциональным назначением и определяется в каждой конкретной группе изданий. Характер информации определяется глубиной разработки научных проблем, характером изложения материала, степенью нормативности, соотношением теоретического и эмпирического материала и др. Конструктивная форма включает целый спектр признаков, связанных с художественно-полиграфическим исполнением. Специалисты[63] выделяют несколько качественных уровней в оформлении изданий: повышенного качества, в улучшенном оформлении в обычном оформлении и экономном оформлении. В ГОСТ 7.60-2003 вид издания определяется как «группа изданий, выделенная по какому-либо одному или нескольких отличительных признаков»[64]. Издание – это произведение печати, которое: – прошло редакционно-издательскую обработку; – полиграфически оформлено; – имеет выходные данные. В основу типологии положено несколько признаков – целевое назначение, читательский адрес, характер информации, состав основного текста. ГОСТ выделяет следующие виды изданий в зависимости от признака классификации: По целевому назначению(т.е. характеристика издания с точки зрения выполняемой общественной функции).Цель издания тесно связана с жанром произведения. Жанр обусловливает функцию - воспитательную, развлекательную, образовательную, исследовательскую и др. Функциональное назначение издания диктует и способы использования. По целевому назначению выделяются следующие виды изданий:литературно-художественное, научное, научно-популярное, учебное, справочное, информационное, массово-политическое, духовно-просветительское, официальное, рекламное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, издание для досуга. По читательскому адресу. В определении читательского адреса играет роль содержание, отбор материала, уровень информационной и культурной подготовки , аппарат, художественное оформление. По читательскому адресу выделяются издания: массовое, популярное, библиофильское, адаптированное, элитарное, издание для детей и юношества, для библиотек, для слепых, для служебного пользования. Каждое из перечисленных изданий имеет свой читательский контингент, отдавая предпочтение какому-либо жанру. По характеру аналитико-синтетической переработки информации: библиографическое, реферативное, обзорное. По знаковой природе информации: текстовое, изоиздание, нотное, картографическое. По материальной конструкции: книжное, журнальное, газетное, комбинированное. По составу основного текста: моноиздание, сборник, дайджест. По периодичности: непериодическое, периодическое, сериальное, продолжающееся. По характеру информации: 1. Для научных и научно-популярных изданий это монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, тезисы докладов научной конференции, автореферат диссертации, препринт(пред публикация, содержит краткое изложение темы). 2. Для официальных и нормативно-производственных изданий – это инструкции, прейскуранты, стандарты, уставные издания (свод правил, устав). 3. Для производственно-практических – практическое пособие, промышленный каталог. 4. Для учебных изданий – учебник, учебное пособие, методические материалы, букварь, хрестоматия, практикум, учебная программа, задачник, сборники упражнений. 5. Для справочных и рекламных изданий – энциклопедия, словарь, энциклопедический словарь, разговорник, толковый словарь, этимологический, орфоэпический, справочник, каталог, путеводитель. 6. Для литературно-художественных изданий – альманах, антология, документально-художественное, научно-художественное, песенник. По оригинальности: оригинальное, переводное, многоязычное, с параллельным текстом По способу организации произведений: академическое, собрание сочинений, избранное, многотомное, однотомное, отдельное издание, сериальное издание. По повторности выпуска: первое, переиздание, новое, дополненное, исправленное, переработанное, расширенное, стереотипное, повторное, перепечатка. По формату: малоформатное, карманное, миниатюрное, портативное (малого объема, напечатанное убористым шрифтом), книжка-малютка, фолиант. По характеру оформления и способу полиграфического исполнения: пейпербек, улучшенное, факсимильное, репринтное, литографическое, кипсек, ксилографическое издание. Сюда же можно отнести юбилейное и мемориальное издание. По принадлежности автору: анонимное, собственное, прижизненное, посмертное, ведомственное, совместное, контрафактное. Вопросы для самопроверки. 1.Каковы различия между классификацией и типологией? 2. Каковы функции УДК и ББК? 3. Какие существуют типы литературы? 4. Какие признаки включает системный критерий типологизации? 5. Как в ГОСТе определяется «вид издания»? 6.Какие виды научных изданий выделяются по характеру информации? 7.Какие виды изданий выделяются по способу организации произведений? 8. Какие виды изданий выделяются по признаку повторности?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|