Здавалка
Главная | Обратная связь

Текстовая информация.



Информация бывает текстовая, визуальная (изобразительная) и аудиальная (звуковая). Наиболее распространенной является текстовая информация, которая передается через языковые символы. Текстовым источником информации может быть издание, которое содержит более 50% текста. Изобразительная информация обычно совмещается с текстовой информацией. Она может носить как сопроводительный характер, так и быть основным источником информации. В качестве изобразительной информации может выступать альбом с фоторепродукциями, издание с изображением картин, лубочные издания, комиксы, схемы сборки чего-либо и др.

Произведения, зафиксированные графическими знаками, могут быть выражены разными «языковыми системами»: литературные или вербальные — вербальной, то есть словесной знаковой системой. Это могут быть изографические, выраженные способом изображения (рисунки, фото и т. п.). Идеографические выражаются способом идеограмм, дающих обобщенное, синтетическое представление о предметах, явлениях, мыслях (карты, планы, схемы, диаграммы, графика и т. п.). Сигнально-графические — выраженные через условные знаки — «сигналы», способом условных обозначений, сокращенно или упрощенно обозначающих понятия, представления, образы (ноты, формулы в точных и естественных науках и т. д.). Изографические, идеографические и сигнально-графические произведения существуют чаще всего не самостоятельно, а в тесной взаимосвязи с текстом произведений. Графическая информация в интернет-источниках может быть растровой или точечной и сопровождаться музыкальным оформлением и текстом. Данный вид информации относится к мультимедийной. Отличительной особенностью информации в сети является возможность корректировки текста или изображения.

В структуру информационно-коммуникативной системы входит литература. Она тесно связана с уровнем развития языка и виды литературы (текстовой информации) складывались постепенно под влиянием общественных потребностей, в связи с развитием общественной практики, приведшей к дифференциации общественного сознания и расширению сфер и целей человеческого общения. Так, художественная литература является результатом словесного художественного освоения действительности.

Вид литературы объективно определяется системой признаков: предмет, целевое назначение и читательский адрес, взятых не как механическая совокупность, а в их диалектическом единстве. Важным признаком литературы является синкретизм[10], то есть нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития.

Литературное произведение— это разновидность произведений, отличающаяся словесным способом выражения информации. Литературное произведение может существовать в уме автора, в его памяти, но такая форма существования является субъективной, недоступной для восприятия другими людьми. Объективную форму литературное произведение приобретает в том случае, когда попадает в систему общественной коммуникации благодаря устному исполнению или письменной фиксации. В устном исполнении словесное произведение еще не имеет литературной формы. Термин «литература» происходит от лат. lit(t)era — название графического знака для передачи на письме звука (фонемы) как части слова. Литературное произведение становится таковым именно в письменной форме.

Литература— трактуется как совокупность литературных (словесных) произведений, имеющих не личное, а общественное значение. Кроме того, иногда литературой называют совокупность нелитературных произведений, выраженных графическими знаками, например «нотная литература». Последнее выражение можно считать неточным использованием термина «литература».

Тесно связано с понятием «литературное произведение» понятие «произведение письменности». Иногда последнее используют в качестве синонима первого. Но в нем есть определенный оттенок, позволяющий понимать его как литературное произведение, выполненное именно рукописным способом. В терминологических целях представляется необходимым выяснить содержание данной категории. В книговедении стало традиционным следующее разграничение: письмо — «дополнительное к звуковой речи средство общения», а письменность — «результат использования этого средства, то есть совокупность документов, выполненных письмом». Основные признаки, присущие письму, можно свести к следующим: знаки, передающие человеческую речь, мысли; материал, на котором они закреплены и функции — «закрепление работы памяти с целью передачи мыслей во времени и на расстояние; наличие (реального или подразумеваемого) адресата — читателя, которому письмена предназначены». Но и в таком понимании письменности есть различия. Одни считают письменными только те произведения, которые написаны от руки, в отличие от напечатанных (в выражении «произведения письменности и (или) печати»), другие — все памятники письма, «безотносительно к технологии нанесения или способу размножения (высекание на мраморе или офсетная печать)», то есть все письменные вербальные документы.

С другой стороны, понятие «письменность» охватывает не только словесные (литературные) произведения, но и изобразительные (рисунки, миниатюры и т. п.), и нотные, и картографические произведения, если они выполнены рукописным способом («от руки»).Тогда «письменное произведение» (или «произведение письменности») — это не только литературное (словесное) произведение в рукописной форме, но и любое рукописное произведение, выраженное графическими знаками. Следовательно, к письменности относятся не только документы, передающие речь, то есть словесную информацию, но и изобразительные, и нотные. Наконец, понятие «письменности» может включать только целостные произведения, а может и любые памятники письма: эпиграфические, нумизматические, сфрагистические надписи и т. п.

Литературное (словесное) произведение может принадлежать к любому виду творчества: научному, художественному, публицистическому и т. д. Литературное произведение будет организовано по-разному в книге, в журнале, газете, в электронном виде. Литературное произведение (или произведение литературы)— это не обязательно «произведение художественной литературы», или «беллетристики»; это просто литературный (текстовой или вербальный) документ.

Основное содержание научных исследований (поставленные задачи, методика, ход и результаты) освещается в произведениях, относящихся к научно-исследовательской литературе, рассчитанной на специалистов, ученых соответствующих отраслей знания.

Параллельно с научно-исследовательской литературой, иногда одновременно, а чаще — с опозданием, научные исследования отражаются в произведениях научно-популярного типа. Авторами их могут быть сами творцы науки, но чаще — ее популяризаторы. Научно-популярная литературасодержит систематизированное знание о различных явлениях, фактах, которых способствуют формированию объективного представления об окружающей реальности, развитию интереса к познанию нового. Научно-популярная литература отражает достижения науки, имеющие общественное значение и имеет целью распространение научных знаний в обществе, как правило, среди неспециалистов соответствующих отраслей знания; их внед­рение в общественную психологию (повседневное сознание). Наиболее полное определение характеризует научно-популярную литературу как«совокупность литературных произведений, содержащих сведенияо теоретических и экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и прикладной деятельности, служащих для распространения научных знаний… »[11]. Произведения научно-популярной литературы могут носить информативный или проблемный характер, в зависимости от чего определяется читательский адрес.

Близкую, но отличающуюся цель, имеют произведения учебной литературы. Учебная литература выполняет функцию передачи научных знаний и практического опыта, обслуживая потребности системы образования.

Цели внедрения научных знаний в производство, в практическую деятельность людей в разных сферах общественной жизни служит производственная литература. Она обеспечивает выполнение наукой ее активной общественной роли как непосредственной производительной силы.

Роль посредника между «готовыми», устоявшимися научными знаниями и производством (как материальным, так и духовным), а также системой науки, производства и образования выполняет справочная литература. Отдельные жанры справочной литературы различают по степени глубины научно-исследовательской работы, необходимой для их создания, по конкретной цели (помощь в научных исследованиях, в произ­водственной деятельности, в образовании и самообразовании) и, соответственно, по читательскому адресу.

Научно-информационная литератураслужит оперативному ознакомлению специалистов с достижениями науки и производства, как правило, отраженными в первичных научных документах. Научно-информационная литература состоит, восновном, из вторичных документов.

Особую роль в связи науки с производством, а также в управлении желаниями и действиями отдельных групп людей, играет рекламная литература. На первое место в рекламных произведениях выступают коммерческая цель, расчет на пси­хологическое влияние на потребителей (покупателей) какой-либо продукции или услуг. В то же время реклама выполняет не только коммерческие, но и агитационно-пропагандистские, научно-популяризаторские функции, а также оказывает помощь производству, обеспечивая его информацией о новейшем оборудовании, материалах и услугах.

Уровень общественной психологии характеризуется отражением действительности в виде чувств, определенных стереотипов и т. п., основанных как на знаниях, так и на неосознанных представлениях. Эти черты присущи развлекательнойлитературе, к которой относятся тексты кроссвордов, шарад, игр и т. п. (что обычно даже литературой не считается).

В отдельных видах общественного сознания типы литературы, соответствующие сфере науки, отличаются от охарактеризованных выше типов литературы, в которых воплощаются научные знания. В частности, религиозное сознание отражается в типах теологической (богословской), религиозно-популярной, учебной, справочнойлитературы по религиозным вопросам.

Отдельным необходимым направлением в типологии литературы является классификация литературных произведений по жанрам. Некоторые из жанров более разработаны и известны (например, жанры художественной литературы), другие — менее.

Жанр литературного произведения, то есть текстового документа, определяется по комплексу признаков, характеризующих, главным образом, внутреннюю форму документа: предмет и способ отражения действительности, объем документа, степень сложности его структуры, стиль изложения материала и т. п. Все эти признаки подчинены целевому и читательскому назначению документа. От него зависит определение основ­ного типа литературы, к которому относится данное произведение.

Дифференциация на жанры происходит внутри того или иного основного типа литературы. Существуют жанры, которые точно относятся к определенному типу литературы (например, диссертация — к научно-исследовательской литературе; энциклопедия — к справочной и т. д.). Однако наряду с ними существуют жанры, относящиеся одновременно к нескольким типам литературы (например, инструкция, правила — к правовым первоисточникам и к производственной литературе; путеводитель — к справочной и рекламной литературе и т. п.).

Некоторые жанры литературных произведений, возникшие в пределах определенного типа литературы, распространяются и в других типах. Перечень жанров того или иного типа литературы нельзя считать точно определенным и завершенным. Например, монография возникла как жанр научно-исследовательской литературы, но позже начали создавать и научно-популярные монографии, и производственно-практические. Характерные черты жанра монографии (тщательное всестороннее исследование одной темы) в них сохраняются, но приобретают иное направление.

Существуют научные исследования, посвященные отдельным жанрам (например, научной монографии), в то время как в некоторых типах литературы не определен точно далее перечень основных жанров (например, в производственной литературе, рекламной).

 

Вопросы для самопроверки.

1. Как трактуется понятие «литературное произведение»?

2. Когда литературное произведение приобретает объективную форму существования?

3. В чём различие между понятиями «письмо» и «письменность»?

4. Какие известны виды литературы?

5. Какие признаки определяют целевое и читательское назначение документа?

6. Каковы цели научной и научно-популярной литературы?

7. Какие признаки определяют жанр произведения?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.