Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникация. Средства коммуникации.



Коммуникация — (от лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать). Это научная дисциплина, известная также как теория коммуникации, наука о социальной коммуникации, коммуникационная наука. Коммуникация — это непременное условие жизни человека и порядка в обществе. Социальная коммуникация, как часть целенаправленной деятельности общества, предполагает информационное общение. Концепция книговедения рассматривает книгу как часть коммуникационной системы, порождающей информацию и управляющей информационными процессами. Опора на принцип коммуникативности предполагает конкретизацию книги в категориях произведение, документ, издание.

Теория социальной коммуникации является метатеорией и применительно к книжному делу позволяет соотнести развитие одного конкретного направления с другими каналами социальной коммуникации. Такой подход дает основания для периодизации, показывает основные движущие силы происходящих изменений. Теория коммуникации развивается целым рядом наук, в частности:

этнографияизучает бытовые и культурологические особенности коммуникации с точки зрения общения в этнических ареалах;

психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, процесс межличностной и массовой коммуникации, а также различные аспекты коммуницирующих субъектов — коммуникантов;

лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации — нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи — устной и письменной, диалогической и монологической и других ее типах;

паралингвистика рассматривает способы невербальной коммуникации — жесты, мимику, и другие несловесные коммуникативные средства;

социолингвистика рассматривает социальную природу языка и особенности его функционирования в различных сообществах, механизмы взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающие контакты между представителями различных групп;

– социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, и в частности — функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом;

По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие ее виды:

–межличностная коммуникация — вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определенные отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений;

– межгрупповая коммуникация — вид взаимодействия людей, детерминируемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений;

– публичная коммуникация — вид институционального (статусно-ориентированного) общения с публикой (значительным числом слушателей); сообщение в такой коммуникации затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер;

– массовая коммуникация — процесс систематического распространения информации, носящий институциональный характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории. Массовая коммуникация является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуума и группы. Массовая коммуникация, по мнению А.А. Гречихина[9], «отражает многообразие социальной информации».

Схему (модель) коммуникации, понимаемой как речевое событие, предложил Р. Якобсон, отводивший ключевую роль в коммуникации не информации, а языку: от адресанта к адресату направляется сообщение, созданное и интерпретируемое с помощью кода, общего для всех участников коммуникации. Кодом является язык, рассматриваемый как система, приводящая в соответствие чувственно данному предмету, знаку, некоторое подразумеваемое значение. Каждый человек — член различных коммуникационных сообществ, а значит и носитель различных кодов. Коммуникация, как передача сообщений, всегда происходит в контексте других сообщений, принадлежащих к тому же акту коммуникации, или связывающих прошлое с предполагаемым будущим. Коммуникация, тем самым, задает основополагающий вопрос об отношении данного сообщения к универсуму дискурса, влияющем на кодирование и разные интерпретации сообщений участниками коммуникации.

Крупный специалист Ю.М. Лотман оспаривал модель коммуникации Р. Якобсона, указывая на то, что у двух людей не может быть абсолютно одинаковых кодов, а язык следует рассматривать как код вместе с его историей. При полном подобии/соответствии/эквивалентности того, что говорится, и того, как это воспринимается, согласно Ю.М. Лотману, потребность в коммуникации вообще исчезает, так как становится не о чем говорить, а остаётся лишь передача команд. В качестве субстрата коммуникации, в котором происходит встреча множества кодов и многих коммуникантов Ю.М. Лотманом рассматривается текст. Последний выступает и как память коммуникации, и одновременно, как её границы. Ю.М. Лотман различает «обычную» коммуникацию и аутокоммуникацию. В рамках аутокоммуникации сообщение приобретает новый смысл, поскольку меняются условия, время и контекст сообщения, то есть сообщение перекодируется. Передача сообщения самому себе вызывает перестройку структур собственной личности (например, нельзя прочитать дневник также как он был написан). Аутокоммуникация связана с любым актом авторства, так как каждый текст несет сообщение и самому себе. Понятие аутокоммуникации расширяется у Ю.М. Лотмана до понятия мышления, с необходимым, сопровождающим его процессом внутренней речи.

Возможность коммуникации основана на какой-либо системе знаков, то есть на определенном языке, в качестве которого, согласно К. Леви-Строссу, может рассматриваться любая система социальных отношений, любой их вид, то есть множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами или группами. Согласно К. Леви-Строссу, каждая система есть коммуникация, и все они в совокупности имеют своей задачей конструирование той или иной социальной реальности. Этот процесс осуществляется ценностями, скрепляющими общества воедино, посредством символов, способности донести и соблюсти смысл, заложенный в социальные ритуалы.

Коммуникация рассматривается в русле семиологии Р. Барта, через концепт мифа, понимаемого как коммуникативная система, в которой важен не сам объект сообщения, но форма сообщения, т.е. то, как об этом объекте сообщается в целях определённой коммуникации. Мифы, как и метафоры, служат расширению функций регулярной коммуникации, позволяя надстраивать коммуникативные миры иных порядков над семиотической системой первого порядка, тем самым создавая богатство коммуникации, изобилие смыслов.

Коммуникативная личность (в теории коммуникаций) это одна из форм проявления личности, связанная с качеством исполнения ею функций субъекта коммуникативного взаимодействия. Под коммуникативной личностью в узком смысле следует понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации.

Коммуникативная личность — это одновременно человек, общавшийся в прошлом, т.е. «субъект и продукт предшествующей коммуникации», это человек, общающийся в настоящем, т.е. реально и человек, общающийся потенциально, т.е. готовый к общению в будущем. В любой коммуникативной личности всегда присутствуют и неразрывно увязаны все эти три среза — прошлая, настоящая и будущая/потенциальная коммуникация.

Массовая коммуникация (англ.- mass communication) — это, прежде всего, процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, интернетом, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств.

Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (интернет) оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных проблем.

Среди глобальных проблем исследователи все чаще называют возможности коммуникации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие масс-коммуникационных процессов способствует развитию всей цивилизации. Исходной конфигурацией теории массовой коммуникации является само понятие «массовая коммуникация».

Элементом теории массовой коммуникации стало понятие «публики». Под публикой понимается такая совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).

Психология массовой коммуникации — новая, современная метанаука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).

Развитие коммуникаций в современном обществе включает в себя пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, самопpоизвольно возpастает или угасает. Таким образом, массовая коммуникация – это специфическая фоpма человеческого общения.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

В коммуникациях, по средствам её осуществления, принято выделять следующие основные её виды:

– вербальная коммуникация;

– невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация, осуществляемая в паралингвистическом дискурсе, представляет собой:

– коммуникацию с помощью знаков;

– коммуникацию с помощью жестов;

– коммуникацию с помощью символов;

– коммуникацию с помощью других паралингвистических средств (например, мимики, поз, и др.).

Сpедства массовой коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом масскоммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций).

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое информационный обмен?

2. Каковы условия информационного обмена?

3. Что такое информационная коммуникация?

4. Какие виды коммуникации известны в современной науке?

5. Что означает понятие «коммуникативная личность»?

6. Раскрыть понятие «массовая коммуникация».

7. Каковы средства коммуникации?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.