Здавалка
Главная | Обратная связь

V. Типология печатных литературно-художественных изданий.



Вопросы типологии в трудах ученых.

В теории типологии С.П. Омилянчука за основание деления видов литературно-художественных изданий принимается целевое назначение. Автор определяет вид литературно-художественного издания как книговедческую категорию, «сущность которой отражает опосредованный в издании, во всех его основных признаках и характеристиках, способ организации литературного материала в отдельное издание»[65]. Основной критерий, которым следует руководствоваться при определении вида издания собраний сочинений – способ организации литературного наследия автора. Исходя из этой концепции, С.П. Омилянчук называет три вида литературно-художественных изданий: собрание сочинений, сборник, издание отдельного произведения.

В вопросах типологии Е.И. Прохоров[66] опирается на текстологический литературоведческий подход и выделяет пять видов литературно-художественных изданий:

– полное собрание сочинений;

– собрание сочинений (сочинения);

– избранные сочинения (избранные произведения, избранное);

– сборник;

–отдельное издание одного произведения.

В основу классификации положен критерий полноты состава издания, однако рамки применения этого критерия ограничены характером подготовки текстов литературно-художественного книжного издания.

Наиболее четко в представлениях Е.И. Прохорова текстологический подход проявляется при выделении категории типа издания. Для определения типа автор опирается на «характер работы над текстом» и добавляет для характеристики типов изданий целевое назначение. В его интерпретации издания можно разделить на следующие типы:

– документальные;

– критические (академические, научные и научно-массовые);

–массовые.

Кроме того, Е.И. Прохоров вводит признак целевого назначения, на основе которого выделяет научные и массовые издания. По его мнению, «научное издание преследует цель – удовлетворить научные потребности читателя», а издания научно-массового и массового типа рассчитаны на широкий круг читателей. С такой интерпретацией не согласен Г.В. Кожевников, который пишет, что специфика изданий научно-массового типа заключается в направленности на «грамотных читателей», которые не удовлетворяются только чтением произведения.

Принцип классификации, положенный в основу Прохоровым, был детально проанализирован Б.Я. Бухштабом[67]. Так, в частности, он отмечал, что предложенная классификация охватывает далеко не все литературно-художественные издания. За пределами внимания остались прижизненные, факсимильные, переводные издания. Также подвергся критике сам принцип классификации, т.к. условия работы над текстом и требования, предъявляемые в издательствах, далеко не однородны. У самого Б.Я. Бухштаба[68] сложилось несколько иное видение принципов классификации. В качестве критериев автор берет целевое и читательское назначение и выделяет шесть типов литературно-художественных книжных изданий:

– академическое;

– неакадемическое;

– научно-массовое;

– массовое комментированное;

– массовое не комментированное;

– адаптированное.

Представитель библиотечно-библиографического направления в книговедении Б.Я. Бухштаб[69] склонен осмысливать виды литературно-художественных изданий с точки зрения применимости к библиотечно-библиографической работе. Он выделил следующие три группы: собрание сочинений, сборник произведений, издание одного произведения. Однако ученому не удалось избежать более детального дробления внутри каждой из перечисленных групп. Так в собрание сочинений вошли следующие подвиды:

– полное собрание сочинений, полное собрание текстов, полное собрание текстов с избранными нетворческими текстами;

– полное собрание произведений, полное собрание художественных произведений;

– полное собрание произведений одного жанра;

–собрание избранных произведений.

В группу сборников произведений вошли:

– авторский сборник;

– коллективный сборник;

– альманах;

– антология;

– хрестоматия.

В третью группу вошло издание одного произведения[70]. В своей теории типологии ученый выделяет два подтипа изданий научного типа: «академическое» и «неакадемическое», что, по мнению Г.В. Кожевникова[71], нарушает логику систематизации. Границу между ними Б.Я. Бухштаб определяет на основе различия в целевом и читательском назначении. Кожевников подчеркивает разницу между ними: академический подтип предназначен для исследовательской работы и предназначен специалистам узкого профиля, в то время как неакадемический подтип научного издания адресован специалистам широкого профиля. В своей систематизации Г.В. Кожевников выделяет три вида литературно-художественных книжных изданий: собрание сочинений, сборник, моноиздание.

Редакционно-издательский и редакционно-текстологический подход представлен в работах Н.П. Лаврова[72]. Он вводит понятие «издательский замысел» как типологический признак, согласно которому выделил виды изданий:

– издание отдельного произведения (с полным текстом, с сокращенным текстом);

– сборники, авторские и коллективные. В свою очередь к авторским сборникам относятся сборники: жанровый, тематический, хронологический. К коллективным сборникам относятся: жанровый, хронологический, жанрово-хронологический, тематический. К коллективным сборникам также причисляются альманахи, антологии, хрестоматии;

–собрания сочинений: собрание избранных произведений, неполное собрание сочинений, полное собрание сочинений.

В данной схеме Г.В. Кожевников отметил нелогичность выделения двух вариантов издания отдельного произведения. В случае адаптации текста, произведение должно рассматриваться как иное литературно-художественное произведение, а не как вариант более полного. И выходить оно будет как отдельное издание одного произведения, а не как его вариант.

На основе целевого назначения и читательского адреса Н.П. Лавров определил четыре типа литературно-художественных изданий: академическое, научное, научно-массовое, массовое. Отметим, что схема типологии литературно-художественных книжных изданий, предложенная Н.П. Лавровым, учитывает все предыдущие достоинства и недостатки ранее разработанных схем. Достоинство данной разработки заключается в том, что эти типы изданий прочно вошли в научный оборот и в практическую деятельность издателей.

Среди ученых нет единого мнения в вопросах определения типаиздания. Так, С.П. Омилянчук считает, что тип издания - это книговедческая категория, отражающая «сущность опосредованного в издании способа организации литературного материала в издание, конкретизацию основного признака вида, его ограничение… до одной из составных частей целевого назначения вида»[73]. Исследователь выделяет типы собраний сочинений на основе критерия полноты. Он пишет: «Собрание сочинений – это издание произведений и других литературных материалов автора, подобранных с полнотой, достаточной для общей, или исчерпывающей научно обоснованной характеристики его творчества в целом»[74]. В результате автор выделяет следующие типы:

– академический;

– научный;

– научно-популярный;

–популярный.

Современный взгляд на типы изданий художественной литературы представлен в работе С.А. Карайченцевой[75]. Автор подразделяет издания по целевому назначению на научные, научно-массовые и массовые, а также на издания для детей и юношества. Каждый из этих видов изданий художественной литературы обладает своими особенностями.

В разработке типологии литературно-художественных изданий иногда используется жанровый признак. Жанры по роду литературного творчества делятся на эпический жанр, драматический (трагедия, комедия), лирический (ода, элегия, комедия). Выделяются жанры прозаические (рассказ, очерк, повесть, новелла, роман), поэтические ( стихотворение, поэма, басня), драматические произведения ( пьеса, сценарий), фольклорные произведения ( сказка, загадка, пословица, поговорка, песня)[76].

Подводя итог, следует отметить, что единого критерия типологии нет, но взгляды исследователей объединяет то, что тип издания – это устойчивая исторически сложившаяся совокупность книг, объединенных общим целевым назначением. Целевое назначение книги заключается в решении тех задач, которые выдвигаются в обществе на первый план в каждый исторический момент. Целевое назначение книги определяет этапы работы над книгой, структуру произведения, стиль изложения, изобразительный материал. Цель издания диктует организацию работы издательства по редактированию, художественному оформлению, выбору элементов справочного аппарата.

Вопросы для самопроверки.

1. В чём сущность текстологического подхода к типологизации?

2. Какой вклад внес в типологию Б.Я. Бухштаб?

3. Какие типы изданий выделяют С.П. Омилянчук и Е.И. Прохоров?

4. Что означает понятие научный тип издания?

5. Что представляет собой систематизация изданий Г.В. Кожевникова?

6. Что предполагает классификация изданий?

7. Что включает понятие научно-массовый тип издания?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.