Значение слогообразующей функции гласного звука
Как же узнать, сколько слогов в слове? (Можно отхлопать слоги.) Помогут нам определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Повторение правила хором, по рядам и отдельными детьми. А сейчас убедимся, что это так. Выставляются картинки «мак» и «маки», «дом» и «дома». Какой гласный звук есть в слове мак? (Звук а.) Сколько слогов в слове мак? (Один слог.) Хлопните в ладошки столько раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (Два раза.) Какие гласные звуки услышали в слове маки? (а, и.) Положите столько полосочек, сколько в этом слове слогов. А сейчас тыльную сторону ладошки положите под подбородок и произнесите слово дом.Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносили звук о? Скажите слово дома по слогам. Сколько раз широко открывался рот и опускался подбородок? (Два раза.) Рот открывается широко тогда, когда произносятся гласные звуки. Сколько слогов в слове дом? (Один слог.) Сколько слогов в слове дома? (Два слога.) Почему вы так думаете? Объяснения детей Придумайте слова, которые состоят из одного слога. (Дом, сом, суп, кит, дуб.) Назовите слова, в которых два слога. Ответы детей. Произнесите по слогам имена детей. Поднимите столько пальчиков, сколько слогов в имени Наташа. Вслове может быть один, два и три слога, а в длинных словах — еще больше. А как узнать, сколько их? Ответы детей. Еще раз повторите самое важное правило — сколько в слове гласных, столько и слогов. Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать и говорить слова по слогам. Сделаем шаг и скажем слог. (Кни-га, аль-бом и др.) Итог занятия Вот и закончилось наше путешествие с гласными звуками. Попрощаемся с учительницей Совой и с учениками лесной школы, с которыми мы учились делить слова на слоги и узнавать, сколько слогов в слове. Тема «Звуки г, г' и буква г» У НАС В ГОСТЯХ ГНОМЫ ГОГА И ГЕНА Материал.Игрушки или изображения двух гномов; предметные картинки с изображением овощей (горох, огурцы), фруктов (гранат, виноград, груши), птиц (грач, галка, глухарь, щегол, голубь, снегирь, гагара, гуси), гречихи, грабель; разрезная азбука; цветовые сигналы звуков. Ход занятия Оргмомент Дети, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»? Попробуйте изобразить разных гномов. Первым будем изображать гнома Ворчуна. Какое у него лицо? Покажите, каким был гном Весельчак. Изобразите гнома Лентяя, работящего, сердитого и грустного гнома. Сообщение темы занятия Выставляются игрушки или плоскостные изображения двух гномов. Кто наши гости? Придумайте имена со звуком г. (Гриша, Гога.) В имени другого гнома должен звучать звук г'. (Гена.) Сегодня Гога и Гена будут с нами изучать звуки г, г'. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам Обозначение звуков г, г' цветовыми символами. 4. Развитие фонематического восприятия От имени гномов произносятся слова: камень, горка, вата, вагон, нога, гиря, книги, кусты. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|