Здавалка
Главная | Обратная связь

Методологтческие поиски российских историков



Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – историко-философское направление, исходящее из тезиса о том, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание, в том числе и об историческом прошлом, может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Единственным исходным пунктом познания являются факты опыта, а единственный объект познания – явления и их закономерная связь. Позитивизм отрицает все философские вопросы о первопричинах и конечных целях. Позитивисты стремились возвести историю в ранг науки. Внимание позитивистов приковано к мельчайшим историческим фактам и действиям, доступным анализирующей науке, из которых создаются относительно связные и устойчивые исторические комплексы. Повсюду в исторических исследованиях используется основанный на индукции и сравнении закон суммирования и правильной последовательности или причинности. Так складывается концепция универсальной истории, развивающейся прогрессивно-поступательно, ступень за ступенью, от низшего к высшему.

 

Марксизм – идейное течение второй половины XIX – начала XX веков, традиционно связываемое с концепцией общества и человека, сформулированной в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина и др. Марксизм является системой философских, экономических, социально-политических, исторических взглядов, включающей: философский материализм и диалектику; материалистическое понимание истории (теорию общественно-экономических формаций; обоснование экономических законов движения капиталистического общества; теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

 

Неокантианство – идейно-философское течение, возникшее во второй половине XIX в. в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии. Крупнейшие представители неокантианской философии истории В.Виндельбанд и Г.Риккерт предприняли попытку определить пределы исторического познания. Виндельбанд решительно противопоставил естествознание (номотетическую науку об общем) и историю (идеографическую науку об индивидуальном). В задачу естествознания входит формулировка общих законов, в задачу истории – описание индивидуальных фактов. Историческая действительность виделась как мир единичных неповторимых событий. Близкая точка зрения была высказана Риккертом, который полагал, что специфика исторического исследования состоит в том, что его результаты выражаются не в обобщенных суждениях, а в групповых понятиях с индивидуальным содержанием, к тому же следствие не вытекает с прямой необходимостью из причины. Оценка результатов исторического исследования происходит в соответствии с некоторыми донаучными критериями и системой ценностей, на которой основано понимание существенного и несущественного. Риккерт решительно отверг как существование исторических законов, так и способность исторической науки их понять. Он доказывал, что понятие исторического развития и понятие закона исключают друг друга, так как в законе есть то, что повторяется любое число раз, а в историю развитие входит как возникновение нового, не существовавшего ранее. Задача истории заключается в изображении действительности во всем ее бесконечном разнообразии. История должна изучать в реальной действительности не общее, а единичное, и от этого она нисколько не утратит своего научного значения.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.