Либеральные историки России.
Павел Николаевич Милюков (1859-1943) был представителем московской исторической школы, учеником В.О. Ключевского. После окончания университета он был оставлен для подготовки к профессорскому званию. В 1892 г. защитил магистерскую диссертацию "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого". Она была основана на огромном документальном материале, извлеченном из архивов (Морского, Юстиции, Иностранных дел), Государственного архива. Милюков пользовался документами Разрядного приказа, Сената, материалами Кабинета Петра I и Ближней Канцелярии; Новым являлся и замысел исследования: раскрыть связь реформ Петра I в области государственного устройства с государственным хъозяйством страны (податная и финансовая система, деятельность_административных органов - приказных, губернских и коллежских). Реорганизация государственного строя России рассматривалась Милюковым в соответствии с подготовленностью и своевременностью реформ. С точки зрения их внутренней подготовленности — реформы признавались несвоевременными, с точки зрения военных потребностей — своевременными. Административнаяная реформа Петра I представлялась автору неподготовленной целесообразной и сознательной деятельностью Петра I, отличалась противоречием, несовершенством и т.д. Выступая против крайних оценок Петра, существующих в 'историографии, с одной стороны, отожествляющей реформу и реформатора, и с другой, — видевшей в реформе лишь логику органического процесса, сам Милюков по существу низвел роль Петра I к роли лишь регистратора событий. Тема Петра I и его реформ рассматривалась Милюковым и в других работах. Он писал о неизбежности реформ и одновременно о ее насильственном и персонифицированном характере при отсутствии единого плана и систематичности в мышлении реформатора, культурных традиций в реформаторской деятельности. В силу этого, по мнению Милюкова, "реформа осуществлялась в форме заимствования, подражания, внешней культуры Современники Милюкова резко выступали против подобной оценки Петра I, усматривая в ней очевидную крайность. Основным трудом Милюкова по истории исторической науки является его книга "Главные течения русской исторической мысли" — итог его лекций, прочитанных в Московском университете в 1886-1887 гг. Книга охватывает период с XVII в. до начала ХIХ в. и завершается рассмотрением "Философическогого письма'' Чаадаева. Представления Милюкова о развитии исторической науки в России дополняют ряд статей, посвященных как отдельным историкам, так и течениям исторической мысли**. Весь комплекс этих материалов дает достаточно полное представление о развитии исторического знания в России, о взглядах Милюкова на крупных историков России — И.Н.Болтина, В.Н.Татищева, М.М.Щербатова, Н.М.Карамзина. СМ.Соловьева, В.О.Ключевского, Б.Н.Чичерина, КД.Кавелина и др., о сущности славянофильства и западничества. При этом основное внимание Милюков уделяет рассмотрению исторической мысли, которую он считает (главным двигателем развития исторической науки. Оценки, которые Милюков дает тому или иному историку объемны, они учитывают разные стороны интеллектуальной и научной жизни историка, влияющей на его творчество. Для современного историографа особый интерес и пользу представляют выработанные Милюковым подходы к изучению личности историка и в целом к истории исторической науки. История историической мысли рассматривается им как поступательныйпроцесс, обусловленный общим мировоззрением эпохи. Теория истории, основанная на нем, развивается часто вне собственно исторического знания. При этом, разумеется, сказываются особенности и уровень развития самой исторической науки. Рассматривая историческую мысль как всемирно-исторический процесс, Милюков, не игнорируя национальное своеобразие науки и считает западноевропейские философские системы основанием для ее развития. Интересно отметить, что проблема иноземного влияния у Милюкова тесно смыкается с состоянием самобытного развития; способность воспринимать — всегда проблема конкретно-историческая. Например, философия права и философия истории Гегеля наиболее основательно были восприняты Б.Н.Чичериным, поскольку русская историческая наука уже сама достаточно обогатилась идеей развития исторического процесса. В рассмотрении Милюковым исторической мысли существует как бы два пласта: с одной стороны, историк со всем присущим ему арсеналом причин и условий, влияющих на его научное творчество (биография, условия жизни, особенности индивидуальности), и, с другой, — результат научных разработок (концепции, источники, круг вопросов), уровень развития науки на каждом ее отдельном этапе, служивший почвой для рождения нового этапа. Для историка науки, как и вообще для историка, очень важной, имеющей нравственное значение является проблема преемственности, традиций научной мысли. Свое отношение к этой проблеме Милюков выразил в сущности всем своим творчеством: он всегда отдавал дань своим предшественникам и современникам, вне зависимости от симпатий и антипатий, признавал достижения даже неприемлемых для него научных течений общественной мысли. Так он относился к марксизму, признавая его достоинства в решении проблемы общего и особенного в историческом развитии, в осознании роли экономического фактора и одновременно критиковал его за абсолютизацию того же экономического фактора и социально-политическую сторону марксизма. В русле проблемы преемственности находится и вопрос об исторических школах, о научных и личных взаимоотношениях учителя и ученика. Этот вопрос, как и многие другие, Милюков решал на собственном примере. Будучи учеником Ключевского. Милюков во многом следовал его заветам. Вместе с тем, по признанию самого Милюкова, он и другие ученики Ключевского много спорили со своим учителем, не соглашались и отступали от его точек зрения. Основным трудом Милюкова являются "Очерки по истории русской культуры» эту работу отличает иной подход к изложению материала: она имеет обобщающий, синтетический характер. До 1917 г. вышло 7 изданий. Труд был уникальным и не имеющим аналога в Отечественной науке по широте. Широта охвата разнообразных сторон существенной жизни России на большом хронологическом этапе от древнейших времен до XX века, изучение материальной основы русской культуры (демографические, географические особенности, экономический, государственный и социальный строй) в сочетании с культурой в узком смысле понятия (религия, литература, искусство, школа) и с рассмотрением роста общественного самосознания. Отдельные стороны исторического развития рассматривались автором в сопоставлении с аналогичными явлениями в западноевропейской истории: Применение сравнительно-исторического метода. На формирование исторической концепции Милюкова повлияли в первую очередь В.Щ. Ключевский и П.Г. Виноградов. Милюков обоснованно считал себя наследником идеи государственной школы, изучая государственное устройство разных стран, выявлял особенности развития государства в России. Огромным завоеванием государственной школы он признавал идею_закономерного и органического развития историчёского процесса, внимание к географическому и этнографическому факторам. колонизационным процессам. Недостатки этого научного направления видел в излишнем схематизме и недооценке анализа конкретно-исторического материала. Славянофильство и западничество представлялись ему двумя дополняющими и вполне примиримыми теориями национального своеобразия и всеобщей закономерности. Направление и характер научной концепции Милюкова определяла и позитивистская теория и методология, с ее факторным подходом и сравнительно-историческим методом исследования. Труды О.Конта и Г.Спенсера, американских социологов Ф.Гиддингса и Л.Уорда, Дж.Вико, и особенно Л.Ранке пристально изучались Милюковым. Шуг~-^ Большое влияние на Милюкова оказала "классическая вот-/чинная теория" КЛампрехта, автора известных исследований по I истории Германии. Милюкову были родственны идеи Лампрехта общетеоретического и методологического характера (связи духов-ной, экономической истории, роли географических и климатических условий), создание труда "культурно-исторического синтеза", включающего рассмотрение разнотипных эволюции от экономической, социальной до духовной. Именно в этом плане и были созданы "Очерки по истории русской культуры". Мидюков признавал значительным воздействие марксизма на историческую науку и существенную жизнь его времени. Марксизм он считал "величайшей утопической системой", с которой нельзя не считаться. Он признавал роль экономического фактора в историческом развитии, отрицая, однако, его монистическое значение, полагал, что марксисты недооценивают роль личности: глубоким заблуждением марксистской теории признавал тезис о том, что с развитием капитализма идет процесс обнищания пролетариата. В юбилейном издании "Очерков" Милюков раскрыл, что объединяло и "разъединяло" его с марксистским учением. Он разделял марксистскую критику народничества, признающую несостоятельность утверждения о своеобразии исторического пути России, • также марксистскую идею об общности исторической закономерности России и Европы. Милюков обвинял марксистов в том, что мессианизм старого народничества они заменили другой мессианской программой: торжество крестьянской общины и "хорового начала" — мировым торжеством городского пролетариата. Такова была та научная атмосфера во взаимодей ствии с которой развивались взгляды Милюкова. Особое внимание в "Очерках" Милюков уделял вопросам теории и методологии. Он понимал историю как науку в многообразии ее содержания, эволюции и взаимосвязей составляющих компонентов. Представлениям об истории внешних событий и истории о ■* "героях" и "вождях» он противопоставлял "культурную историю", которую трактовал в самом широком смысле, в котором "она обнимает все стороны внутренней истории и экономической, и социальной, и государственной, и умственной, и нравственной, и религиозной, и эстетической". Правила политического искусства, по Милюкову, невозможно познать без знания законов социальной науки. Теоретическое разграничение научного и практически-политического подхода к истории влекло постановку вопроса и о влиянии политического деятеля на научное объяснение истории. Как очевидно, собственная политическая деятельность Милюкова подтверждала связь истории и политики, их взаимную обусловленность, а также выявляла в его теории роль волевого, субъективного фактора. В духе позитивистской науки того времени Милюков воздавал дань социологии. Социологическое или научное объяснение истории он связывал с изучением закономерности исторического процесса. Поскольку в закономерный процесс он включал личность и ее деятельность. Философию истории он рассматривал как предшественницу социологии и дисциплину, утратившую свое научное значение. Предмет особого внимания Милюкова — теоретическое изучение исторического процесса. Он полагал, что любое национальное развитие содержит долю своеобразного и индивидуального. Разнообразие результатов исторической жизни признавал объективно существующим, соизмеримым в их множестве и содержащим черты общности. При этом он подчеркивал, что сравнение тех или иных социальных организмов должно происходить с обязательным учетом исторических условий их породивших. Закономерность находит свое выражение во внутренней тенденции, присущей всякому обществу и для всякого общества одинаковой, и определяет, по Милюкову, "характер сходства в основном ходе развития"". Разделяя позитивистские положения о факторном, плюралистическом, подходе к историческому развитию, Милюков признавал существование ряда основных закономерных эволюции, развитие которых "необходимо вытекает из коренных, элементарных свойств Придавая важное значение в изучении исторического процесса внутренней закономерной тенденции. Милюков вместе с тем предостерегал от придания ей "слишком исключительного значения при объяснении реальных исторических явлений", т.к. она не существует "в своем чистом, беспримесном виде". Материальная среда (географические, климатические условия, народонаселение, определяющие своеобразие конкретных вариантов развития), которая сама находится в постоянном развитии, является вторым условием всякого исторического про Соединение действия "основной социологической тенденции» и «среды» объясняет, по Милюкову, "в существенных чертах" эволюцию социального организма, эволюцию учреждений и нравов. Одними этими факторами он не ограничивает содержание исторического процесса. "...За вычетом всего, — писал он, — что в исторических "событиях" поддается закономерному объяснению из основной социологической тенденции и видоизменяющего влияния среды, несомненно остается некоторый остаток, объяснимый индивидуальными особенностями действующих лиц". Третьим фактором, определяющим ход исторического процесса выступала таким образом, личность. Деятельность человеческой личности Милюков включал в закономерный ход исторического процесса и предостерегал от без- -грамотности — противопоставлять ее законам исторического процесса. Личность, по Милюкову, ее влияние на ход истории опреде: ляется общим ходом исторического развития. Он выступал против абсолютизации и выведения на первый план психологического фактора в сравнении с другими факторами общественного развития. Деятельность личности Милюков связывал с ее сознательной ролью. В процессе развития общества индивидуальная мысль неизбежно становится общественной. От того, насколько совершенен' механизм превращения индивидуальной мысли в общественную^ зависит степень практического приложения достижений общественной мысли к окружающей действительности. Милюков подчеркивал, что деятельность человеческой личности может идти в направлении либо "наперекор эволюционной тенденции социального процесса" и признавал "всемогущей" личность, которая выступала "выразителем или исполнителем потребности времени"". Действия каждого из факторов исторического процесса Милю ков связывал с теми конкретно-историческими условиями, в которых они развивались. Сравнение этих условий в рамках различных национальных историй давало основу как для нахождения общих, так и особенных черт. Тема "Россия-Запад", в значительной мере "Россия и Восток" органически, таким образом, вытекала из самого подхода к анализу исторической действительности. Тема "Россия и Запад" стала стержнем исторической концепции Милюкова, ' отражая определенный уровень ее становления на современном Милюкову этапе развития научной мысли, В общем ходе развития общественных форм, обязательных для всех цивилизованных стран: племенной быт, феодальный строй и национально-военное государство Россия занимала особое положение. В России развитие этих форм несло на себе печать государственного"сверху", а не органического как на Западе происхождения. Внешние факторы (обороноспособность, финансы), по теории Милюкова, служили не только основанием, но и ускорителем государственной организации в России, в противовес органическому происхождению экономической и социальной основ западных государств. Если на Западе, общественная организация обусловила государственный строй, то в России «э Лементарное состояние экономического фундамента» вызвало гипертрофию государственной надстройки и определило воздействие этой "надстройки'' на самый Демографические процессы как в России, так и в Европе он рассматривал в совокупности и обусловленности этнографического состава населения и колонизации, считал необходимым учитывать время заселения, отмечал затянувшимися все эти явления в России в сравнении с западноевропейскими. Колонизационное движение, менявшее состав и соответственно плотность населения, по Милюкову, определялось потребностями обороны страны, борьбой со степью. Итогом занятий Милюкова этой темой явился вывод о том, что в России не завершился процесс слияния различных "этнографических элементов" образования новых разновидностей русских племен; а сравнении со странами Запада в России народонаселение развивалось замедленными темпами. 1 — Промышленное развитие в России Милюков делил на этапы: шервый из них он относил к деятельности Петра I, который якобы 'заимствовал идею создания русской промышленности из западноевропейской школы политэкономии меркантилизма; второй — связывал с созданием фабрик переходного типа при Екатерине II; третий — с послереформенным (1861) периодом. В основе этой периодизации лежали критерии, связанные с оценкой характера и уровных мер (тарифов, внедрения капиталов) являлись для него определяющим фактором развития промышленного производства в России. Милюков подчеркивал вместе с тем, что вызванная к жизни государственными потребностями и правительственными теориями русская фабрика со временем стала отвечать действительным потребностям русского населения.
Отношение Милюкова к экономическому развитию России бы Духовная эволюция, духовная культура в концепции Милюкова так же как государственная, экономическая и сословная история равнозначный фактор исторического развития. Милюков выступал как против резкого разделения духовного и материального в жизни общества, так и против попытки, с одной стороны, выводить "духовное" из "материального", а с другой, — отрицать — "влияние могущественного импульса — необходимость приспособиться к окружающей среде" не сводя, однако, эту потребность к чисто экономическим вопросам. Особенности духовной жизни России Милюков призывал объяснять не русским национальным характером, а особенностями самой культуры. Его рассуждения о русском национальном характере сводились к нигилистическому утверждению о том, что "наиболее выдающейся чертой русского народного склада является полная неопределенность и отсутствие резко выраженного национального обличья"*1, а также способность "усваивать" национальные черты других народов. Историю русской духовной культуры Милюков в сущности сводил, к роли церкви и школы, и рассматривал ее в том же методологическом ключе коренного отличия от Западной Европы как государство и общество. Русская культурна отличие от стран Запада развивается "'сверху" с помощью государства. Церковь и вера — источники культурного развития России, которые при слабости народных сил превращаются в органы государственной власти. Подлинно духовные начала порабощены в русской церкви (что отсутствует на Западе) сословной организацией, господством обряда, формализма, мертвенностью веры и т.д. Из этого Милюков выводил разобщенность церкви с народом, что привело, с одной стороны, к никоновской реформе, с другой, — расколу. В итоге влияние собственно церкви в России на общественную жизнь было значительно слабее,' чем на Западе. Культурная роль церкви в России ограничивалась лишь соблюдением внешних форм религиозности. Школа как фактор культуры и народного просвещения, вследствие слабости церкви н духовенства с начала своего существования, как считал Милюков, имела сугубо ритуальный государственный характер. Общественную идеологию Милюков также связывал с государственным происхождением. Она не имела традиций в прошлом. Возникновение общественного самосознания он относил ко времени объединения русских земель вокруг Москвы и придавал ему государственное происхождение и содержание. История русского самосознания, по Милюкову, обусловлена не общественными отношениями. как это имеет место на Западе, а государственной политикой и влиянием внешнего фактора — западноевропейской культуры. В силу этого в общественном самосознании происходит постоянная борьба "националистических и критических" элементов. Культурная традиция, шедшая от Петра I, строилась на восприятии западноевропейской цивилизации "верхом" общества, в резком отделении от бытовой, народной культуры. Из признаваемой им розни между народом и интеллигенцией Милюков выводил специфические качества интеллигенции — абстрактный образ мышления, стремление воздействовать на практическую политику и максимализм. Эти черты он считай постоянными свойствами русской интеллигенции вплоть до 1917 г. Милюков создал и конкретно-историческую концепцию истории России, дал свое представление об отдельных этапах и проблемах Российской истории. Образование древнерусского государства ч он ограничивал отдельными суждениями о жизни славянских племен, историю России до XV в. не выделял в самостоятельный период, отмечая ограниченность источников но древней русской истории.
Одним из самых крупных русских историков в конце XIX — начале XX в. был Н.П.Павлов-Сильванский. Павлов-Сильванский создал новую концепцию исторического развития России, одну из последних в русской дореволюционной историографии, во многом отвергавшую старые, изжитые схемы. Обоснованная им теория русского феодализма не только ставила на научную почву изучение средневековой Руси, но и вела к существенным политическим выводам, утверждая общность исторического процесса России и Западной Европы. Не менее политически актуальными были и другие направления работы историка — изучение истории петровских преобразований и революционного движения в России. Труды Павло-ва-Сильванского представляют крупное явление отечественной историографии, а его научное имя стало одним из популярнейших имен в нашей науке. Н.П.Павлов-Сильванский происходил из среды интеллигенции. Дед и прадед его были священниками в селах Харьковской губернии, причем дед, Николай Гаврилович, был в свое время широко известен литературной и просветительской деятельностью. Общественное движение второй половины XIX в. коснулось его семьи. Сложившиеся в гимназические годы симпатии определили и выбор факультета: без колебаний летом 1888 г. Павлов-Сильванский подал прошение в Петербургский университет о зачислении на историко-филологический факультет На кафедре русской истории Павлов-Сильванский застал КН.Бестужева-Рбмина, через лекции которого, по мнению А.Н.Цамутали, воспринял глубокий историзм С.М.Соловьева5. Кроме того, он стал близким учеником сменившего Ейстужяю-Ртмюга С.Ф.Платонова, находившегося тогда под влиянием идей В.О.Ключевского. С другой стороны, он..слушал лекции столпа "юридической школы" В.И.Сергеевича, от которого, по словам Н.Л.Рубинштейна, взял прежде всего метод юридического исследования, представлявший наиболее сильную часть работы Особенно важное влияние на формирование исторических взглядов Павлова-Сильванского оказало его увлечение социологией и позитивистской философией. По свидетельству его товарищей, Бокль, Опост Конт, Спенсер одно время были для него чуть ли не божествами. Позднее он перерос это увлечение и отверг характерное для раннего позитивизма подчинение общественного развития внешнему фактору физических условий. Но-Я лрудах классиков позитивной философии его увлекала прежде всего общая идея исторической закономерности. Рано определился социо-л^Гйческий подход Павлова-Сильванскога к русской истории. После окончания университета в 1892 г. Павлов-Сильванский был оставлен при нем "для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории". В это же время впервые в его черновиках появляется тема "Феодализм в России". В начале 1895 г. Павлов-Сильванский набросал план свдей^будущей магистерской диссерладии под названием "Частная зависимость на Руси", из которого следует, что данную тему он намеревался исследовать "с точки зрения права и экономических отношений". Защита магистерской диссертации, затем преподавание в университете — обычный путь ученых той поры. Однако этим планам не суждено было осуществиться. В апреле 1895 г. Павлова-Сильванского постигла неудача на первом же магистерском экзамене. Из сохранившихся документов факультета явствует только то, что ответ Павлова-Сильванского не был признан удовлетворительным. Известно, что экзаменовался он по всеобщей истории, а экзаменатором был Н.И.Кареев. П.Е.Щеголев написал, что Павлов-Сильванский "провалился" на экзамене "как раз по вопросу о феодализме" Павлов-Сильванский не решился вновь предстать перед факультетом в роли испытуемого, и дорога к магистерской степени, а вместе с тем к университетской кафедре была для него закрыта. На долгие годы его жизнь оказалась связанной со службой "по ведомству" Министерства иностранных дел и отчасти подчинилась запросам этого ведомства. В ХУШ — начале XIX в. мысль о феодализме в России была весьма распространенной в историографии. С середины XIX в., поначалу стараниями историков охранительного направления, крепло воззрение о самобытности исторического пути России. Как заметил Г.В.Плеханов, мнение о противоположности развития России и Запада и об отсутствии в России феодализма стали обосновывать не только славянофилы, но и западники, хотя и делали из такого противопоставления другие, революционные выводы. К концу XIX в. отрицание феодализма в России сделалось в историографии общепринятым, никем не оспариваемым положением. По словам историка Б.И.Сыромятникова, со времени утверждения в науке "исторической школы" (середина XIX в.) "отрицание феодализма... для русской истории становится аксиомой. Говорить о русском феодализме в академических кругах до последнего времени считалось признаком «дурного тона»". Н.И.Кареев та*шее отмечал, что в те времена, когда Павлов-Сильванский приступал к своим исследованиям, говорить о феодализме в России в кругу университетских историков "сделалось своего рода признаком дурного вкуса в исторической науке, а пожалуй... признаком исторической невоспитанности"23. Господствовало же введенное В.О.Ключевским представление о противоположности путей исторического развития России и Запада. Таким образом, в своих исследованиях Павлов-Сильванский сразу пошел "против течения" тогдашней академической науки, что чрезвычайно осложняло его работу в психологическом плане. По словам самого историка, на первых порах его никто не поддерживал, он пережил период полного неверия в свои силы. Тем не менее, он вел исследования, положив в их основу сравнительно-исторический метод. В 1897-1902 гг. одна за другой выходили статьи Павлова-Сильванского, в которых он допалывал тождественность многих общественных институтов средневековой Западной Европы и удельной Руси. Он доказывал, что закладничество — переход крестьян и посадских людей под покровительство бояр и духовных владык — то же, что патронат на Западе, что боярский самосуд на Руси представляет несомненный иммунитет, а боярская служба — это вассалитет, что вотчина во всем тождественна феоду, а жалованье-поместье — бенефицию. "Возводя фундамент изучения отдельных институтов", историк последовательно сопоставлял все основные явления экономической и социальной Куши России и Запада и двигался к построению цельной системы "русского феодализма". Идеи Павлова-Сильванского вызвали оживленный отклик в науке того времени. Старые ученые "юридической школы" — В И Сергеевич, М.Ф.Владимирский-Буданов отнеслись к ним отрицательно. Ряд историков, в их числе Н.И.Кареев, признавая правомерность социологических сопоставлений, не считали теорию Павлова-Сильванского достаточно обоснованной. В то же время в поддержку этой теории выступил ряд молодых ученых. Принял "тождества" Павлова-Сильванского как "систему плодотворную, нужную" и обязался печатаю доказать ее ценность для общего курса русской истории А.Е.Пресняков. Московский архивист и археограф С.А.Шумаков в 1901 г. сочувственно отозвался в печати о статье об иммунитете в древней Руси. О своем согласии с теорией закладничества, выдвинутой Павловым-Сильванским, писал ему Н.А.Рожков, о своей поддержке сообщали историки права Ф.В.Тарановский, Под влиянием событий первой русской революции отдался политической. деятельности. Уже вскоре он начал сотрудничать в газете "Наша жизнь" — органе левых кадетов. В опубликованных здесь политических статьях и памфлетах "За кулисами внешней политики", "Оскорбленный патриотизм", "Классовые противоречия", "Сперанский и Лорис-Меликов" историк, отказавшись от прежней наивной веры в царизм, развивал мысли о закономерности русской революции, о сходстве ее с Великой французской революцией. Образование в результате революции 1905 г. "вольных" высших учебных заведений открыло перед Павловым-Сильванским дорогу к преподавательской деятельности. Начиная с февраля 1906 г. он читает русскую историю в Высшей вольной школе П.Ф.Лесгафта, специальный курс о русском феодализме для учителей средних учебных заведений, возвращавшихся с нелегального профессионального съезда в Финляндии, курс русской истории для слушателей Петербургских высших коммерческих курсов, историю русского права на Высших женских (Бестужевских) Преподавание имело большое значение для научной работы Павлова-Сильванского. Подобно многим своим коллегам, он искал в живом общении с аудиторией возможности испробовать и проверить истинность своих построений. Необычно быстро подготовленные им лекционные курсы стали удобной формой уяснить не только слушателям, но и самому себе то, о чем он размышлял. Сформулированные в лекциях мысли подтолкнули историка к созданию обобщающей книги о феодализме в древней Руси. К этому времени работа Павлова-Сильванского над "феодальной" тематикой оживилась. Замысел большой книги о феодализме появился у Павлова-Сильванского рано, еще в последние годы XIX в. Но написание ее затягивалось, и историк решил прежде опубликовать теоретическую часть исследования в виде книги, как мы сейчас сказали бы, научно-популярной, без громоздкого аппарата, цитат, ссылок, полемики с оппонентами по частным вопросам — всего того, что считается атрибутом ученого труда и обеспечивает проверяемость его результатов. Сам Павлов-Сильванский рассматривал книгу "Феодализм в древней Руси" как разросшееся введение к своей магистерской диссертации (о чем писал Н.И.Карееву, который стал издателем книги37). По-видимому, книга писалась быстро, на одном дыхании. Заключительная ее глава, содержащая изложение общей схемы русской истории, была написана в последний момент. С присущей ему страстностью Павлов-Сильванский отразил в научной книге все возраставшее осознание политического значения своей теории, подрывавшей последний оплот всех защитников самобытного развития России и в силу этого — неприкосновенности ее государственного строя. Основной пафос всей книги — в утверждении существования на Руси не просто феодальных отношений, но феодализма как целого исторического периода. Павлов-Сильванский проводит последовательное сравнение правовых институтов удельной Руси и феодального Запада, сопоставляет боярскую службу и вассалитет, княжую защиту и мундебур, бенефиций и жалованье, боярщину и иммунитет и др. В истории феодализма он выделяет прежде всего правовую сторону, феодальные институты, юридические нормы, а их сумма дает основание говорить о тождестве системы правовых отношений. Само определение феодализма давалось Павловым-Сильванским в духе концепции историко-государственной теории как соединение землевладения с политическим господством, с создающейся на этой основе иерархией власти. Однако НЛ.Рубинштейн выявил существенное расхождение концепции Павлова-Сильванского с юридическим направлением уже в самом понимании исторического значения юридической нормы. "Для юридической школы прежде всего в законе, в правовом институте заключается все содержание исторического процесса, норма сама творит историю, создавая и организуя общественное отношения. Для Павлова-Сильванского юридическая норма — лишь проявление „общественных отношений, их последующее закрепление. Поэтому юридическая норма — такой же источник для изучения общественных отношений, как понятие, переживающее в языке, как памятники быта и фольклора". Поэтому, на его взгляд, не законы создают общественные отношения, а общественные отношения создают определяющие их нормы, обычай складывается раньше закона, общество стоит впереди государства. Пытаясь раскрыть существо общественных отношений древней Руси, Павлов-Сильванский пришел к изучению борьбы боярщины с общиной. Община в его понимании — основа первоначального, дофеодального строя. По словам НЛ.Ру-бйнштейна, "община в понимании Павлова-Сильванского выступает как определенная стадия общественного развития и ставится в ряд с другими такими же явлениями: у западных славян — полицкая вервь, у древних германцев — марка". Основой и содержанием феодального строя является боярщина-сеньория, отличительная черта которой — соединение крупного землевладения с властью и с мелким хозяйством. Решающий процесс становления феодализма — "в насильственном захвате земли военно-служилой боярской верхушкой, в насильственном отчуждении общинных, волостных земель и закабалении сидящих на них свободных членов общины". Поэтому для Павлова-Сильванского феодализм — не привнесенное извне явление, а результат длительного процесса внутренней борьбы боярщины с общиной. Социальный антагонизм выступает движущей силой истории. В последней главе книги Павлов-Сильванский изложил в форме периодизации русской истории основные положения своей концепции истории России. Первый период с древности до 1169 г. характеризуется господством общины или мирского "строя, второй — с XIII в. до 1565 г. — переход от мира к боярщине, хотя мирское самоуправление сохраняется в ослабленном виде, третий — до 1861 г., период сословного государства. Последний период завершается переходной эпохой разрушения сословного строя и образования свободного гражданского порядка. Таким образом, три периода истории России определяются последовательной сменой трех учреждений — мира, боярщины, государства. В своей книге Павлов-Сильванский впервые научно обосновал существование в России феодализма как особого исторического периода утвердил представление о единстве исторического пути России и Западной Европы. Объективно его теория вела к революционным политическим выводам, не случайно поэтому книга вызвала всеобщий интерес и бурную литературную полемику. Всего через три года после ее выхода Н.И.Кареев посвятил обзору этой полемики целую книжку42. Почти без перерыва Павлов-Сильванскйй принялся за подготовку большого исследования о феодализме на Руси. Эту книгу историк писал до последних дней жизни и не успел закончить. Доработана и издана.она бьщаАЕШ^Ш1кдвнм_под.названием ''Феодализм в удельной Руси" (СПб., 1910). Здесь был подведен итог исследованиям Павлова-Сильванского о феодализме. Его историческая концепция, лишь в общих чертах намеченная в первой книге, обрела здесь исследовательское воплощение. Однако вся его широко и плодотворно развернувшаяся научно-исследовательская и преподавательская работа неожиданно и трагически оборвалась. 17 сентября 1908 г. Н.П.Павлов-Сильван-ский скоропостижно умер от холеры. Павлов-Сильванский вписал яркую страницу в историю отечественной исторической науки. Его труды остаются замечательным явлением нашей историографии.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|