Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере, их полномочия



Контроль как процесс проверки, анализа, оценки каче­ства выполнения поставленных задач является важнейшим звеном в системе управления финансами в бюджетной сис­теме России.

Финансовый контроль в бюджетной сфере в пределах своей компетенции осуществляют высшие органы государ­ственной власти и государственного управления - Феде­ральное Собрание России, законодательные (представитель­ные) органы субъектов Федерации, а также представитель­ные органы местного самоуправления.

Финансовый контроль в бюджетной сфере осуществля­ется также финансовыми и контрольными органами исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительными органами местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы, предста­вительные органы местного самоуправления осуществля­ют следующие формы финансового контроля (ст. 265 БК РФ):

♦ предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) в бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым воп­росам;

♦ текущий контроль - в ходе рассмотрения отдель­ных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комите­тов, комиссий, рабочих групп законодательных (предста­вительных) органов, представительных органов местного са­моуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

♦ последующий контроль - в ходе рассмотрения и ут­верждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления пре­дусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:

♦ получение от органов исполнительной власти, орга­нов местного самоуправления необходимых сопроводитель­ных материалов при утверждении бюджета;

♦ получение от органов, исполняющих бюджеты, опе­ративной информации об исполнении бюджетов;

♦ утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

♦ создание собственных контрольных органов (Счетная палата, контрольные палаты, иные органы законодатель­ных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего ауди­та бюджетов;

♦ внесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, органы местного само­управления обязаны предоставлять всю информацию, не­обходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представи­тельным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Федеральное Собрание России для осуществления го­сударственных функций финансового контроля образовало Счетную палату. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата является постоянно действу­ющим органом государственного финансового контроля, об­разуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" к основным задачам Счетной палаты отнесены следующие:

♦ организация и осуществление контроля за своевре­менным исполнением доходных и расходных статей феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов по объемам, структуре и целевому назначе­нию;

♦ определение эффективности и целесообразности рас­ходов государственных средств и использования федераль­ной собственности;

♦ оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

♦ финансовая экспертиза проектов федеральных зако­нов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

♦ анализ выявленных отклонений от установленных тен­денций бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;

♦ контроль за законностью и своевременностью движе­ния бюджетных средств и средств федеральных внебюджет­ных фондов в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

♦ регулярное представление Совету Федерации и Го­сударственной Думе информации о ходе выполнения фе­дерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет свою деятельность в со­ответствии с принципами законности, объективности, не­зависимости и гласности.

Счетная палата осуществляет следующие виды (функ­ции) контрольной деятельности:

1) контрольно-ревизионную:

♦ организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

♦ проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

♦ подготовка и представление в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

2) экспертно - аналитическую:

♦ экспертиза проектов федерального бюджета, зако­нов, иных нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов России;

♦ подготовка и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;

3) информационную деятельность:

♦ информация Государственной Думы о результатах ревизий и проверок;

♦ информация Совета Федерации о результатах ре­визий и проверок;

♦ представление органам государственной власти пред­писаний по устранению выявленных нарушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Пред­седатель Счетной палаты назначается на должность Госу­дарственной Думой сроком на 6 лет. Кандидат на должность Председателя должен отвечать следующим требованиям: быть гражданином РФ, иметь высшее образование, опыт профессиональной деятельности в области государственно­го управления, государственного контроля, финансов, эко­номики.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие основные направления контрольной деятельности Счетной палаты, которые охватывают сово­купность ряда статей федерального бюджета, объединен­ных общим назначением. Аудиторы назначаются сроком на шесть лет и утверждаются палатой Федерального Собра­ния. В Счетной палате образована коллегия Счетной пала­ты. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входят организация и проведение контроля в пределах ком­петенции Счетной палаты.

Контрольные полномочия Счетной палаты распростра­няются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Счетной палате так­же подконтрольны органы местного самоуправления, орга­низации, банки, страховые компании и иные финансово-кредитные учреждения вне зависимости от форм собствен­ности, деятельность негосударственных коммерческих и не­коммерческих организаций, если они получают, перечис­ляют, используют средства из федерального бюджета или имеют налоговые льготы.

Финансовый контроль осуществляют органы исполни­тельной власти, органы местного самоуправления. Таким финансовым контролем наделены: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; распоряди­тели бюджетных средств.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим прове­дение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в стране. Положением о Министерстве финансов РФ на него возложено осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. Минфин РФ осу­ществляет контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств.

В установленных Бюджетным кодексом РФ случаях Министерство финансов РФ осуществляет финансовый кон­троль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и проверки организаций - получателей бюджет­ных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов РФ имеет право:

♦ запрашивать у федеральных органов государствен­ной власти и органов государственной власти субъектов Фе­дерации необходимые материалы;

♦ ограничивать, приостанавливать в соответствии с за­конодательством финансирование из федерального бюдже­та организаций при выявлении фактов нецелевого исполь­зования ими средств федерального бюджета. А также в слу­чае непредставления ими в установленные сроки отчетнос­ти о расходовании полученных средств;

♦ взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению.

Финансовые органы субъектов Федерации при осуще­ствлении государственного финансового контроля за исполь­зованием денежных средств бюджета соответствующего субъекта Федерации наделяются правами и обязанностями, аналогичными правам и обязанностям Министерства финансов России.

Контрольно-ревизионные органы Министерства финан­сов РФ (Департамент государственного финансового конт­роля, КРУ и др.) действуют в соответствии с постановлени­ем Правительства РФ "О территориальных контрольно-ре­визионных органах Министерства финансов Российской Фе­дерации" от 6 августа 1998 г. № 888.

Федеральное казначейство Министерство финансов РФ осуществляет контрольные функции - предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фон­дов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе проведения контроля и координирует их работу.

Федеральное казначейство Министерства финансов РФ образует единую систему органов Казначейства, включаю­щую Главное управление Федерального казначейства, под­чиненные ему территориальные органы республик, краев, областей и других субъектов РФ.

Главными задачами органов Федерального казначейства являются: организация и контроль за исполнением бюдже­та, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства, открытых в банках исходя из принципа един­ства кассы, сбор, обработка и анализ информации о состо­янии государственных финансов, представление вышесто­ящим органам отчетности о финансовых операциях и др.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использо­ванием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и сво­евременного возврата бюджетных средств, а также пред­ставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государствен­ных и муниципальных предприятий, бюджетных учрежде­ний.

Финансовый контроль органы субъектов Федерации и муниципальные образования проводят при самостоятель­ном исполнении бюджетов. Их финансовые органы осуще­ствляют финансовый контроль за операциями с бюджетны­ми средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. В случае переда­чи исполнения бюджета органам Федерального казначей­ства финансовые органы субъекта Федерации осуществля­ют финансовый контроль за соблюдением главными распо­рядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого исполь­зования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

С 1 февраля 2002 года начал свою деятельность Коми­тет Российской Федерации по финансовому мониторингу, созданный в соответствии с Указом Президента России от 1 ноября 2001 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по про­тиводействию легализации (отмыванию) доходов, получен­ных преступным путем".

На Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (в просторечии - финансовая разведка) воз­лагаются задачи:

♦ организация надзора и борьбы с финансовыми пре­ступлениями в России;

♦ координация деятельности правоохранительных ор­ганов в области финансового и налогового мониторинга;

♦ изучение опыта финансового мониторинга в зарубеж­ных странах;

♦ противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Установлена предельная численность работников Цент­рального аппарата Комитета РФ по финансовому монито­рингу (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 200 единиц с фондом заработной платы 4245,6 тыс. руб.

В составе Комитета: председатель, 4 заместителя пред­седателя Комитета и коллегия в количестве 11 человек.

Комитет РФ по финансовому мониторингу образует тер­риториальные органы в субъектах Федерации







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.