Индивидуальный стиль деятельности как исход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы.
В ходе освоения человеком профессиональной деятельности у него складывается некоторая ее индивидуально-своеобразная системная организация, которая устойчиво воспроизводится при решении повседневных задач и которую нередко образно характеризуют как некий «почерк» в работе. Например, есть люди, которые долго ориентируются в задании, «копаются», «томятся», зато потом работают без больших оплошностей; и этот подход у них проявляется в самых разных делах: строит ли человек на работе самолет, или ладит дома ящик для мусора. Другие быстро и горячо берутся за дело, спохватываются, быстро исправляют ошибки и, в конце концов, тоже дают хороший результат, но «почерки» тут, как видите, разные. Более удобным для научного употребления является термин не «почерк», а «стиль», поскольку он в русском языке в меньшей мере отягощен бытовой образностью, и ему, таким образом, можно приписывать то или иное условное содержание (хотя по своему происхождению термин «стиль» тоже содержит намек на «почерк», поскольку восходит к древнегреческому «стилос» - так называлась заостренная палочка для письма-царапанья на восковых дощечках или на бересте). Стиль деятельности - объект функциональный (то есть не «окаменелость», а живой,.изменчивый процесс), как и сама деятельность. Но это не есть объект непосредственно воспринимаемый («посмотрел - увидел»): о стиле профессионала как системе (да и о своем собственном) можно узнать после того, как реализована программа сбора, обработки и интерпретации (истолкования, обдумывания) материалов, характеризующих его различимые проявления, «симптомы». Таблица 3 может рассматриваться как средство для упорядочения наблюдений, обдумывания, самоанализа стиля работы профессионала (например, педагога), а также и студента, например, во время педагогической практики. Можете совершенствовать, видоизменять это средство сообразно приобретаемому опыту и своему разумению. Индивидуальный стиль может опознаваться, изучаться как по его текущим проявлениям в деятельности, так и за счет анализа, интерпретации результатов труда профессионала. Как отмечает М.Р. Щукин (1994, с. 26; см. список литературы к данной главе): «В русле индивидуальных различий в результатах деятельности следует рассматривать проявления скоростного и точностного типов деятельности: в первом типе преобладает успешность в производительной, а во втором - в качественной стороне деятельности». Приведем краткое сообщение об исследовании индивидуального стиля в двух разнотипных профессиях. 1. Изучались специально отобранные «асы»-педагоги средней школы (наблюдения Л.В. Петропавловской, дипломная работа. Казанский университет); при этом были по «жизненным показателям» (см. А.И.Ильина и И.М. Палей. Метод анамнеза в изучении типа высшей нервной деятельности. Учен, записки Пермского пединститута, вып. 23. Пермь, 1958) отобраны представители относительно подвижного и относительно инертного типов нервной системы. Приведем отдельные результирующие характеристики стиля двух учителей. Учительница Ф.Ю. 6-7 классы. На внешние впечатления реагирует медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица одинаковое, независимо от того, дает ли она задание или делает замечания, слушает ли веселую историю или серьезный вопрос. Смеется редко, чаще на лице скупая улыбка. Редко сама вступает в беседу с коллегами; ее спрашивают - она отвечает. Жестикуляция практически отсутствует. Речь размеренна, нетороплива. Движения медленные. Типичны невозмутимость и спокойствие в любой рабочей обстановке. Кажется, что страшная скука на уроках русского языка в 6 и 7 классах у такой учительницы совершенно неизбежна. Но оказывается, что, например, для грамматического анализа Ф.Ю. специально (заранее, дома) и тщательно подбирает предложения, тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок на закрепление, например, темы «Правописание частиц» с использованием фрагментов из басен С. Михалкова проходит при веселой активности учеников: разгораются глаза, высоко поднимаются руки, на лицах ребят играют улыбки, у них заметно большое желание ответить; отвечают громко, старательно. Таким образом, все оживлены, кроме самой учительницы, которая, тем не менее, сама создала описанное состояние учеников. Напомним, что это урок на закрепление, а не изучение нового материала и, казалось бы, он дает меньше возможностей для активизации ориентировочной деятельности детей. Учитель В.Ф. (тот же предмет и такие же классы) легко переключается от одного состояния к другому. На перемене в учительской весел, оживлен. Рассказывает какую-то смешную историю, но вот прозвенел звонок - и на лице В.Ф. уже выражение сосредоточенной деловитости. В.Ф. готовился к контрольному уроку по русскому языку, но, в связи с приходом наблюдателя, непосредственно перед звонком на урок решил провести урок по литературе, так как, по его мнению, это наблюдателю удобнее. Такая непринужденная и экстренная перестройка совершенно немыслима у ранее описанной наблюдаемой Ф.Ю. Темп движений В.Ф. быстрый. В классе на уроке он все время в движении, ходит быстро, стремительно. Вместе с тем его никогда не раздражает непонимание учащихся, он собран, сдержан, терпелив. Одним из излюбленных приемов оживления учеников при закреплении материала по русскому языку у В.Ф. является организуемая им кратковременная динамическая игра типа соревнования. Например, повторяют правописание окончаний в предложном падеже. Класс разбивается на отряды-команды, борющиеся за первенство. У каждого ученика имеются по две карточки с крупно написанными буквами «и», «е». Учитель пишет на доске слово (например, «вода», «армия» и т.п.). Каждый из учеников должен определить окончание в предложном падеже и после "хлопка учителя показать ему соответствующую карточку. Игра длится пять минут, но идет в высоком темпе и со спортивным накалом: идет борьба за очки, которые В.Ф. записывает на доске. Все это требует от преподавателя большой оперативности, расторопности. Такой прием «инертный» учитель, конечно, не станет использовать (хотя бы и в порядке «внедрения» чьего-либо «передового» опыта). В то же время «подвижного» учителя совсем не увлекает прием, очень удобный для «инертного», так как он мешает ему («подвижному») быть самим собой. Итак, оба учителя успешно решают определенную профессионально-трудовую задачу, но решают ее по-разному. Более того, по логике связи внутренних условий деятельности и ее способов они и должны решать ее по-разному, иначе она может стать для одного из них неразрешимой на должном уровне качества. 2. Были исследованы передовые работницы льно-ткацкого производства (нормальное «уплотнение» — обслуживание двух тяжелых станков; обслуживание трех и - максимум - четырех станков считалось на предприятии «сверхтиповым»). Проводилось вариационно-статистическое сопоставление результатов наблюдений (по специальной детализированной программе) за трудовой деятельностью в естественных условиях с данными лабораторных диагностических испытаний общетипологического свойства подвижности нервных процессов. Различающиеся по подвижности (по внутренним условиям) работницы наблюдались в сходных внешних условиях. Учитывались некоторые количественные показатели динамической стороны (скорость, равномерность, частота и т.п.) различных трудовых действий, как исполнительных, так и ориентировочных. С испытуемыми проводились также беседы. Оказалось, что «инертные» (относительно инертные по результатам диагностических испытаний) испытуемые выполняют норму выработки в среднем на 121% «подвижные» на 122% Добиваясь, таким образом, одинаково высоких показателей, «инертные» и «подвижные» работницы идут при этом несколько различными путями. Для «подвижных» трехстаночниц типична следующая группа статистически не случайных особенностей. Трудовые движения выполняются ими сравнительно успешно в повышенном темпе; при вынужденном ускорении движений темп их стабилизуется. Темп маршрутных движений (переходов по рабочему месту) также успешно ускоряется в срочной ситуации, причем колебания скорости движений в зависимости от срочности ситуации более «рывкообразны», чем у «инертных». Количество срочных (то есть связанных с простоем хотя бы одного станка) работ в единицу времени относительно велико, а количество предупредительных работ, наоборот, незначительно. Наблюдаются относительно более частые ориентировочные реакции (находясь у одного станка, ткачиха несколько раз в минуту «оглядывается» на остальные). «Главное звено» в своей работе «подвижные» видят в скорости, « поворотливости ». Показатели стиля четырехстаночниц (высший тип многостаночниц на данном производстве) аналогичны тому, что мы видели у трехстаночниц, за исключением ориентировочной деятельности: «подвижные» че-тырехстаночницы «оглядываются» на станки реже, чем инертные, совершая в то же время относительно много далеких переходов для осмотра. «Инертные» (и трех- и четырехстаночницы) склонны к неторопливой равномерной работе и редко переключаются с одной практической деятельности в сроч ной ситуации на другую. Вместе с тем у них наблюдается повышенное внимание к предупредительным работам. Темп маршрутных движений при чередовании срочных и несрочных ситуаций на рабочем месте у них менее «рывкообразен», причем в несрочных ситуациях, когда, казалось бы, можно «постоять-отдохнуть», этот темп у них в среднем несколько выше, чем у «подвижных». При неторопливом выполнении маршрутных и собственно рабочих движений наблюдается относительно более высокая, чем у «подвижных », стабильность темпа; она нарушается при ускорении движений в срочных ситуациях. Главное звено в работе «инертные» усматривают в том, чтобы работать не торопясь, «спокойно» («будешь торопиться, все из рук повалится...»). Можно заметить, что некоторые особенности деятельности, проявляясь в разных трудовых ситуациях, стойко присущи «инертным» или «подвижным». При этом в разных трудовых ситуациях с подвижностью могут коррелировать не только различные, но даже прямо противоположные особенности деятельности. Показатели трудовой деятельности, коррелирующие с подвижностью, не являются рядоположными, а образуют некое единство, о чем свидетельствует удовлетворительная величина «внутрикомплексных коэффициентов» (не менее 0,5). В то же время эти комплексы не представляют собой .чего-то стандартного, присущего в одинаковой степени всем «инертным» или всем «подвижным». «Инертные» не только компенсируют нежелательные проявления своих нервнотипологических особенностей; они вырабатывают такой стиль работы, который характеризуется рядом общезначимых полезных способов ее: именно им «приходит в голову» уделять особое внимание профилактическим действиям, более часто осматривать станки (это избавляет их от многого «бегания» по рабочему месту, поскольку у них, благодаря предусмотрительности - реже возникают обрывы, отрывы основы, большие куски брака и другие срочные ситуации). В связи с описанными данными всплывает дилемма: «индивидуальный или... групповой стиль?». Во втором блоке приведенных случаев мы пожертвовали ценностью индивидуальных казусов, а именно, было взято у многих ткачих одно внутреннее условие деятельности, а не система их у одной работницы. Это было сделано ради того, чтобы иметь статистически убедительные данные. В идеале надо строить концепции отдельных казусов, когда стиль «вот этого» человека рассматривается достаточно полно в зависимости от нескольких внутренних условий. Мы только для «заострения» ситуации рассмотрели зависимость стиля работы от такого природно обусловленного («консервативного» по отношению к воспитательным воздействиям, практически неизменного) качества как «подвижность - инертность» нервных процессов. Полезно видеть зависимость стиля и от других личных качеств человека; соответствующие подходы реализованы в работах М.Р. Щукина (1984, 1994) и В.А. Толочка (1987, 1992). С учетом исследований последнего времени индивидуальный стиль профессионала (формирующегося или сложившегося) может быть понят как относительно устойчивая индивидуально-своеобразная организация деятельности, складывающаяся в результате усилий человека по наилучшему достижению целей в дан ных внешних и внутренних условиях. Поскольку и цели, и условия деятельности характеризуются в данной профессии у данного человека некоторой типичной определенностью, повторяемостью, это приводит к возникновению признака «относительной устойчивости» индивидуального стиля профессионала. Говоря об «относительной» устойчивости, мы имеем в виду, что стиль может в принципе изменяться, развиваться, корректироваться.
Таблица 2 Разновидности традиционных путей установления взаимосоответствия между особенностями человека и требованиям профессии
Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 3 1.Побеседуйте с несколькими студентами разных факультетов вашего вуза с целью выяснить, по какому из 12 описанных выше вариантов (табл. 2) они развивались как" субъекты труда и выбора профессии (программу беседы продумайте самостоятельно заранее). Оцените, какие варианты чаще встречаются. Постарайтесь построить полезные рекомендации тем вашим испытуемым, которые находятся в затруднительном положении (в аспекте профессионального развития). 2. Подготовьте пустую форму таблицы 3 и используйте ее как ориентирующую схему (программу) для рассмотрения индивидуального стиля некоторых (например, знакомых) профессионалов. Помните, что приведенное выше заполнение «клеток» таблицы дано лишь для примера (не обязательно, скажем, искать средства определения лабильности нервных процессов и пр.; полезно делать предположения о разных возможных внешних и внутренних условиях, способствующих формированию того или иного индивидуального стиля работы). Собираемый материал, понятно, не может уместиться в «клетках» таблицы; его целесообразно упорядочивать в форме протокольных, дневниковых записей или крупноформатной картотеки (это уж дело вашей изобретательности по организации своего труда). Можно поставить себе, например, задачи сравнения стилей: а) разных успешных представителей одной профессии, б) успешных и неуспешных (или начинающих и опытных) представителей одной профессии, в) представителей явно разнотипных профессий (например, работающих в области обслуживания техники, с одной стороны, и в области социальных отношений, с другой, и пр.). Будьте осторожны с выдачей рекомендаций, советов: отнюдь не все любят, когда их «учат жить»; рекомендации можно формулировать в виде вопросов («А почему бы не...», «А что если...»). 3. Как вы думаете, почему успешные приемы труда, «передовой опыт» одного профессионала нередко с большим трудом перенимается другими (приходится «внедрять», «пропагандировать», «дожимать»; и-все же не возникает ожидаемое иногда единство в приемах и методах работы; и в особенности непохожими друг на друга по способам работы оказываются как раз незаурядные работники, «асы» своего дела). Сводка основных идей «Профессиональная пригодность» есть, строго говоря, не характеристика человека самого по себе, но характеристика системы «субъект — объект» (негодными, неприемлемыми могут быть и плохо спроектированные средства, орудия труда, и организационные, гигиенические условия; улучшив их, мы получаем эффект профпригодности). Взаимосоответствие человека и работы устанавливается и за счет совершенствования деловых качеств человека, и за счет улучшения среды (предметной и социальной); за счет подбора профессии человеку или, наоборот, отбора людей для профессий. Один из путей уравновешивания особенностей человека и требований профессии - формирование индивидуального стиля деятельности. В результате высокие результаты в данной деятельности могут быть достигнуты людьми, сильно отличающимися друг от друга по своим личным качествам (но чтобы работать одинаково результативно, разные люди должны работать разными способами). Литература Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. Пермь, 1979. Индивидуальный стиль деятельности учителя (автор указан на обороте титульного листа - Н.И. Петрова). Казань, 1982. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1992. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Качественная психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей//Интегральное ис следование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Межвузовск. сб. научн. трудов. Пермь, 1992, с. 79-88. Толочек В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992. Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности - устойчивость и изменчивость//Вопросы психологии. 1987, № 4, с. 100-108. Щукин М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования//Автореф. дисс. докт. психол. н. Новосибирск, 1994. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности//Вопросы психологии. 1984, №6, с. 26-32.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|