Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникативные барьеры общения.



Эффективность коммуникации зависит от правильного использования ее средств, коммуникативных способностей, знаний, умений, навыков (культура речи, умение задавать вопросы и отвечать на них и др.), способности осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути восприятия адекватной информации между партнерами по общению. В профессиональном общении могут возникнуть три вида коммуникативных барьеров, которые условно определяют как барьеры авторитета, избегания, непонимания.

Барьеры авторитета. Доверия у человека больше заслуживают люди, имеющие авторитет в той или иной сфере. Доверие и недоверие персонифицируются и зависят не только от специфики получаемой информации, но и от того, кто ее передает. Авторитетность человека определяется некоторыми факторами:

– социальное положение (статус), принадлежность к «авторитетной» группе;

– привлекательный внешний вид;

– доброжелательное отношение к адресату воздействия;

– компетентность;

– искренность.

Барьеры избегания. Люди избегают негативных контактов, ситуаций, информации, потому что это усложняет их жизнедеятельность. Обычно барьеры избегания связаны со степенью проявления невнимания. Управляя вниманием собеседника, аудитории, такие барьеры можно преодолеть. На внимание оказывают влияние актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, интенсивность передачи информации, характеристики голоса. Привлечь и поддержать внимание можно при помощи следующих приемов:

прием изоляции осуществляется путем дистанционного отдаления от присутствующих собеседника, ведения с ним индивидуальной беседы;

прием навязывания ритма происходит при помощи изменения характеристик голоса и речи (говорящий старается навязать свою последовательность переключения внимания, что помогает ему устранить монотонность речи);

прием акцентировки предполагает использование различные служебных фраз, при помощи которых привлекается внимание собеседника («Обратите особое внимание...»).

Барьеры непонимания. Информация не всегда в полном объеме доходит до партнера по общению. Выделяют четыре типа таких барьеров:

фонетический (звуковой) барьер возникает из-за звуковых особенностей речи говорящего: проблемной дикции, плохой артикуляции, невнятности, неправильных ударений и акцентов; из-за употребления слов-паразитов; негативных околоречевых звуков-разде­лителей (типа хм-м-м-м, э-э-э-э); неречевых проявлений голоса (вздох, стон, хихиканье);

семантический (с учетом смыслового значения слов) барьер возникает из-за несоответствия лингвистического словаря и смысловой информации, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур;

стилистический (с учетом характера и формы изложения) барьервозникает из-за несоответствия формы подачи информации ее со­держанию; при неправильной организации сообщения, которое должно быть построено по схеме: внимание – интересосновные положениявозражения и вопросыответывыводы – резюмирование;

логический (с учетом соответствия или несоответствия парадигме мышления партнера) барьер возникает у партнеров с разными видами мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого коммуниканта, они общаются на уровне понимания или непонимания.

Проблемы в общении могут возникнуть также из-за неадекватного восприятия партнерами друг друга. Выделяют несколько причин:

– мнения других лиц;

– первое впечатление;

– внешний вид собеседника; так как внешне привлекательные люди рассматриваются как более интересные, уравновешенные, общительные, хотя это не связано с деловыми качествами;

– стереотипы – широко распространенные обобщения, которые мало или вообще никак не связаны с действительностью; объектами могут быть национальность, пол, цвет волос, образование или его отсутствие и др.;

– эмоциональное состояние.

Кроме того выделяют и другие барьеры и ошибки общения.

Чрезмерная застенчивость, когда собеседники не могут высказать свое мнение, попросить о чем-либо.

Чрезмерная увлеченность собственной речью, когда активно говорящий партнер по общению не помнит, о чем говорил его собеседник.

Необоснованное перебивание: по мнению психологов, чаще перебивают люди, занимающие более высокое положение (руководители, родители, учителя), кроме того, мужчины чаще перебивают женщин, чем женщины – мужчин.

Пассивное поведение, когда позиция участников общения затрудняет этот процесс, поскольку он предполагает активную деятельность собеседников, внимательное отношение к содержанию разговора и проч.

Поглощенность собой, своими переживаниями и заботами приводит к тому, что говорящий начинает утомлять оппонента своими проблемами, не учитывая, что у собеседника они также существуют.

Бесповоротно сложившееся мнение, котороеочень сложно изменить; это требует дополнительных усилий и эмоций собеседника, поэтому желание продолжать общение снижается.

Низкая культура общения препятствует созданию доверительных отношений.

Сверхэмоциональная реакция на полученную информацию может создать впечатление, что собеседник не терпит критики, не умеет адекватно реагировать.

Невнимание к собеседнику, игнорирование его мнения вызывает у оппонента нежелание продолжать общение.

«Ералаш»: если говорят одновременно несколько человек, у которых много вторичной информаций, фактов, в результате теряется основная идея беседы; а также критические слова, выводящие партнера по общению из равновесия.

Кроме того, выделяют барьеры общения на уровне речевых выражений и фраз:

– приказ, указание, команда («Повторите еще раз!», «Говорите медленнее!», «Не говорите со мной подобным образом!» и т.п.);

– предупреждение, угроза, обещание («Еще раз повторится – и с Вами все кончено», «Успокойтесь, и я охотно Вас выслушаю», «Вы пожалеете, если сделаете это» и др.);

– поучение, указание на целесообразность («Вам следует…», «Это неправильно», «Вам не следует так поступать»);

– нравоучения, логическая аргументация («В вашем возрасте я и этого не имел», «Вам это поручено, значит это Ваша проблема» и т. д.);

– осуждение, критика, обвинение («То, что Вы сделали, – глупо», «Я не хочу больше спорить с Вами», «Я ведь предупреждал Вас, что это случится»);

– брань, необоснованное обобщение, унижение («Лодырь!», «Вам никогда ничего нельзя поручить!»);

– выяснение, допрос («Кто Вас надоумил?», «Что же Вы сделаете в следующий раз?»);

– уход от проблемы, отвлечение внимания, шутка [125].

Барьеры коммуникации также можно классифицировать по характеру действующих помех.

Технические помехи, источником которых является сам канал коммуникации (факс, телефон), если в нем появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью или частично перекрывать канал коммуникации, искажая информацию или усекая ее.

Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации, к способам, содержанию и форме сообщения.

Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.

Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации.

Культурно-национальные помехи обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.

Наличие или отсутствие барьеров проверяется при помощи сопоставления информации на входе и выходе канала коммуникации.

Для преодоления коммуникативных барьеров существуют методы и приемы, способствующие повышению эффективности общения, например:

– прием«имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера по общению,при этом проявление внимания к человеку способствует утверждению его как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями;

– прием «зеркало отношений» проявляется в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем о доброжелательном отношении к собеседнику, у которого возникает чувство защищенности;

– прием «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес собеседника, при этом происходит косвенное удовлетворение его потребности в совершенствовании, что также ведет к появлению положительных эмоций и обусловливает расположенность к собеседнику;

– прием «терпеливый слушатель»предполагает внимательное выслушивание проблем собеседника, что приводит к удовлетворению его потребности в самоутверждении;

– прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к интересам, увлечениям партнера, что повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

 

 

1.4. Устная речь как форма речевой коммуникации.

Монологическая речь

в профессиональной деятельности педагога

Риторика как наука и искусство. Особенности монологической речи. Требования

к организации монолога. Цели монологической речи (информационная, убеждающая,

побуждающая и т.д.). Структура монолога. Типы речи. Трудности монологической речи выступающего. Основные причины и пути преодоления трудностей. Значение монолога. Педагог и аудитория. Профессионально-педагогический диалог.

План:

1. Риторика как наука и искусство. Монологическая речь, ее сущность и специфика.

2. Этапы и виды подготовки выступления. Типы речи.

3. Коммуникативные качества речи.

4. Взаимодействие оратора с аудиторией. Этика произнесения речи.

5. Профессионально-педагогический монолог.

Литература:

1. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации / О. Я. Гохман, Надеина Т. М.; под ред. О. Я. Гойхмана. – М., 1997.

2. Стернин, И. А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. А. Стернин. – М., 2006.

3. Десяева, Н. Д. Культура речи педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. – М., 2003.

4. Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер.– М.,1997.

 

1. Риторика как наука и искусство. Монологическая речь, ее сущность и специфика.

Риторика (греч.) – теория ораторского искусства. Ритором в Древней Греции и Риме называли оратора, а с V века до н.э. также учителя красноречия. Оратор – (лат.) – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия.

Риторика в древности рассматривалась как искусство убеждать с помощью слов; как наука об искусстве убеждать с помощью слов; как процесс убеждения, основанный на моральных принципах. Существовали различные точки зрения о сущности риторики: философы (Сократ, Платон) считали, что риторика не является наукой, однако риторы утверждали обратное. Цицерон предложил компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. По его мнению, обязанности оратора заключаются в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Цицерон придерживался установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Великий оратор считал: «Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством».

В соответствии с классическими традициями риторика была разделена на пять частей:

Изобретение мыслей (инвенция, Inventio). Нахождение, изобретение – систематизация содержания речей и используемых в них доказательств. Разработка речи начинается с определения темы, которая должна быть актуальной, интересной, конкретной, вызванной жизненными потребностями, доступной для понимания, привлекать внимание слушателей. Насыщенность речи фактическим и теоретическим материалом зависит от ее темы, вида, а также состава слушателей. В содержание могут быть включены факты, цифры, цитаты, которые берут из различных источников. Настоящая подготовка заключается в том, чтобы изучить, проанализировать необходимый материал и выработать собственное отношение к предмету речи.

Расположение мыслей (диспозиция, Compositio). Найденный материал следует расположить по порядку, разработать план выступления, определить порядок расположения материала. Затем провести работу над композицией, построением отдельных частей, при этом сохраняется традиционная трехчастная структура: вступление, главная часть, заключение.

Украшение мыслей (элокуция, Ornamenta). Следует первоначально написать текст начерно, затем переписать его, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова и выражения, провести коррекцию языка и стиля.

Запоминание (Memoria).

Произнесение речи (Exercitum).

Четвертый и пятый разделы иногда объединяют, называя их подготовкой речи (Preparatio).

Таким образом, риторический процесс представляет собой весь путь от мысли к звучащему публичному слову.

Кроме того, в задачу оратора входит следующее: расположить к себе слушателей, изложить сущность дела, определить спорный вопрос, подкрепить свое положение, опровергнуть мнение противника, в заключение придать законченность своим положениям и окончательно опровергнуть позицию противника.

Учитывая рекомендации по организации публичного выступления, каждый выступающий сам определяет, каким образом он может организовать работу с аудиторией, проявляя свою индивидуальность.

Кроме того Цицерон выделил три основные типа ораторов:

1. Оратор спокойного рассудительного типа. Манера его выступления сводится к предельно логической аргументации, к стремлению заставить слушателей мыслить вместе с оратором, сопереживать ему. Речи такого оратора просты, спокойны, но глубоки по содержанию.

2. Оратор эмоционального типа. Его выступление характеризуется темпераментностью, стремлением увлечь слушателей призывным, ярким темпом речи.

3. Оратор наиболее распространенного комбинированного типа с сочетанием элементов логического и эмоционального стиля.

Цицерон считал: «Наилучший оратор – это тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить – обязанность оратора, поставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю» (Цицерон Марк Тулий. Речи. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 39.).

Рекомендации известных древних ораторов сохранили свою актуальность и в настоящее время.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.