Здавалка
Главная | Обратная связь

Конфликты в профессиональном общении педагога.



Человек обычно более ориентирован на мнение окружающих, часто не замечая, что его оценки являются копиями чужих оценок, причем чаще всего – отрицательных. Важно, чтобы он принимал себя таким, каков он есть, положительное отношение к себе даст ему возможность быть уверенным в себе, в своих силах, решать возникающие проблемы. «Единственное, с чем человеку надо работать, это его мысль, а мысль можно сознательно изменить. Мы думаем, что если мы будем думать о негативных моментах, положительное автоматически придет в нашу жизнь. На самом деле все наоборот. Вспомните, сколько раз вы концентрировались на том, чего вы не хотите? Получили ли вы то, что хотели? Наверное, нет. Чем больше у вас отрицательных мыслей, тем больше вы создаете отрицательного у себя в жизни. Так освободите себя от отрицательных мыслей и обратите ваше внимание на то, чего вы действительно хотите в своей жизни. Давайте обращать наши отрицательные убеждения в положительные, считает Луиза Хэй (Хэй, Л. Как исцелить свою жизнь // Путь к себе. – 1991. № 20. – С. 18.)

Адекватность стратегий поведения в конфликтных ситуациях обусловливается адаптивными возможностями учащегося, особенностями восприятия им оценки. Кроме того на его поведение оказывает влияние личностные характеристики педагога как носителя примера или его поведенческой характеристики, содержащие в себе, помимо возможности мотивационного воздействия, определенное «руководство к действию».

«Даже самый незначительный комментарий учителя может восприниматься школьником как тотальное отрицание ценности его личности, разрушительно воздействует на его образ Я», считает Р. Бернс (Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1989. – С. 291).

Существуют различные формы критических высказываний, которые может использовать учитель, не создавая напряженности в отношениях с учащимися:

– подбадривающая критика («Сережа, подготовься лучше к уроку, у тебя все получится»);

– критика-надежда («Я надеюсь, что в следующий раз ты ответишь лучше»);

– критика-аналогия («Когда я был в твоем возрасте, я тоже делал много ошибок, за которые меня ругали родители»);

– критика-похвала («Выступление было интересным, но не для этой аудитории»);

– критика-озабоченность («Я очень переживаю за вашу успеваемость, особенно за…»);

– безличная критика («Задание выполнили не все, не буду называть их фамилии);

– критика-сопереживание («Я понимаю, что у тебя сложная ситуация в семье , но и ты пойми меня»);

– критика-сожаление («Мне очень жаль, но работа не соответствует требованиям»);

– критика-удивление («Неужели ты сам выполнил это задание? Не думал, что ты с этим справишься»);

– критика-ирония («Работу сделали вовремя, но качество сомнительное, на выставку не отправишь»);

– критика-намек («Я помню ту ситуацию, когда ты не выполнил обещание и потом чувствовал себя не очень комфортно»);

– критика-смягчение («Мне кажется, что в этой ситуации виноват не только Андрей»);

– критика-укоризна («Что ж так поздно сдаешь работу?»);

– критика-замечание («Ответ неверный, надо было проконсультироваться»);

– критика-предупреждение («Если еще раз вы позволите себе такую шалость, отвечать будете по полной программе»);

– критика-требование («Задание придется сделать по-дру­гому»);

– критика-вызов («Неужели тебе не хочется доказать, что ты можешь показать лучшие результаты»);

– конструктивная критика («Это задание можно было сделать значительно быстрее»);

– критика-опасение («Боюсь, что ты не справишься с этим поручением»).

Человек обычно более ориентирован на мнение окружающих, часто не замечая, что его оценки являются копиями чужих оценок, причем чаще всего – отрицательных. Только принятие себя таким, каков ты есть, положительное отношение к себе даст ему возможность быть уверенным в себе, в своих силах решать возникающие проблемы.«Единственное, с чем человеку надо работать, это его мысль, а мысль можно сознательно изменить. Мы думаем, что если мы будем думать о негативных моментах, положительное автоматически придет в нашу жизнь. На самом деле все наоборот. Вспомните, сколько раз вы концентрировались на том, чего вы не хотите? Получили ли вы то, что хотели? Наверное, нет. Чем больше у вас отрицательных мыслей, тем больше вы создаете отрицательного у себя в жизни. Так освободите себя от отрицательных мыслей и обратите ваше внимание на то, чего вы действительно хотите в своей жизни. Давайте обращать наши отрицательные убеждения в положительные, считает Луиза Хэй (Хэй Л. Как исцелить свою жизнь // Путь к себе. – 1991. – № 20. – С. 18.)

Адекватность стратегий поведения в конфликтных ситуациях обусловливается адаптивными возможностями личности, особенностями восприятия и оценки ее. Кроме того на поведение учащегося оказывает влияние личностные характеристики педагога как носителя примера, оказывающие на реципиента мотивационного воздействия, или его поведенческой характеристики, содержащие в себе, помимо возможности мотивационного воздействия, определенное «руководство к действию».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.