МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ
Процедуры информирования профессионально-управленческого модуля тренинга предназначены для формирования лидерского мировоззрения участников и содержат описание основных правил управленческого взаимодействия руководителя с подчиненными. В основу этих правил положены некоторые постулаты позиционного, преимущественно военно-политического лидерства. Искусство управления государством, войском и учебной группой во многом сводится к искусству управления людьми и основано на схожих приемах и правилах. На наш взгляд, знакомство с ними полезно для организационного лидера. Ниже приведен ряд правил управленческого взаимодействия лидера, которые рассматриваются в процессе профессионально-управленческого модуля тренинга. Ознакомление участников с этими правилами осуществляется ведущим поэтапно, в рамках процедур информирования и в ходе выполнения других тренинговых действий и процедур. Овладение участниками правилами управленческого взаимодействия происходит в процессе организационно-деятельностных и ролевых игр, а также соответствующих упражнений данного и организационно-лидерского модулей. Для участников тренинга особо отмечается, что не следует буквально понимать употребляемые в правилах слова «борьба», «сражение» и т. п. Этими словами метафорически описывается управленческое взаимодействие лидера с окружающими людьми, которое направлено на преобразование среды и побуждение других к необходимым действиям. В описании предложенных ниже правил использовались работы: 1. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и прак 2. Малявин В. В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 127 3. Макнилли М. Р. Сунь-цзы и искусство бизнеса. Шесть страте 4. Тарасов В. К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая 5. Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. Технологии Правила управленческого взаимодействия Правило 1. Бороться нужно за будущее Лидер определяет направление и прокладывает путь, он определяет цели и задачи, мотивирует последователей и контролирует решение поставленных задач. Но для этого лидеру необходимо иметь перспективное видение и «чувствование» будущего. Если борьба — это настоящее, то подготовка к ней — это прошлое, а цель сражения — будущее. Победа легка тогда, когда прошлое, настоящее и будущее правильно расположены по отношению друг к другу. В остальных случаях она требует чрезмерных усилий и приводит к множеству неоправданных потерь. Наиболее бессмысленна борьба, целью которой является прошлое. Классическая форма этой борьбы — месть. Все решения «потому что», а не «для того чтобы» являются проявлением борьбы за прошлое. Самый кровавый вид борьбы — борьба за настоящее. В настоящем наносятся настоящие удары. Конфронтация тут наибольшая. Тот, кто хочет прямого столкновения, подталкивает к борьбе за настоящее: «Нет, пусть он тебе сейчас ответит за все это!» Тот, кто хочет «подлить масла в огонь», вывести человека из себя, напоминает о прошлом: «А ты вспомни, как он тогда с тобой поступил!» Нередко, для того чтобы уладить конфликт, достаточно перевести борьбу за настоящее в борьбу за будущее: «Ну, хорошо, добьешься ты от него того, что желаешь. А к кому ты обратишься в следующий раз с просьбой, к нему же?» Искусный лидер избегает борьбы за настоящее и постоянно ставит противника в положение, когда бороться за настоящее уже позд- 128 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств но. Борьба за будущее — единственный вид борьбы, достойный искусного. Борьбу за настоящее он может начать лишь с целью зафиксировать капитуляцию противника. Исключением может быть локальная борьба, проводимая с целью обнажить подлинные намерения противника. Для настоящего лидера сегодня — это то «завтра», за которое он сражался «вчера». Поэтому для него каждый день — это результат его побед, а возможно, и поражений. Это его опыт и его возможность подготовить то «завтра», в которое хочется идти сегодня. Бороться нужно только за будущее. Правило 2. Располагайся на выгодной местности В управленческом взаимодействии необходимо стремиться обеспечить себе выгодное расположение. Выгодной местностью может быть гора, в то время как противнику приходится преодолевать болото, зыбучие пески или иные препятствия. Ему в гору наступать трудно, а вам, напротив, обороняться легко. При этом гора лидера не обязательно может быть из камня. Она может быть из законов, когда закон на вашей стороне. И тогда, наступая, вы будете действовать во исполнение закона, а противник, наступая, — напротив, нарушать его. Гора может быть образована должностными полномочиями руководителя. В то время как «зыбучими песками» подчиненного в конфликте могут являться его должностные обязанности. В определенной ситуации горой может явиться и профессиональная компетентность. Противник же может увязнуть в болоте — области, в которой он не обладает профессиональными знаниями. В управленческой борьбе задача маневрирования — передвигаться каждый раз таким образом, чтобы в случае столкновения с противником вы ощущали себя в более выгодной позиции (на горе, той или иной). Остерегайтесь перетаскивания вас к подножию горы противника. Если так случилось, что противник находится на более выгодной местности и провоцирует вас на конфликт, то лучше воздержаться Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 129 (промолчать или сгладить остроту ситуации шуткой). А порой следует и уступить, принеся извинения. Особенно если противник — ваш руководитель, который апеллирует к вам с высоты должностного положения. Если вы все-таки решите сделать ответный ход, лучше выбрать для него другой случай, когда вы будете находиться на своей горе. Но не забывайте про принцип «Бороться нужно за будущее». Правило 3. Избегай «полного», а занимай «пустое» Для лидера важна способность преодолевать препятствия и обращать неблагоприятные обстоятельства в свою пользу. Без этого невозможна никакая созидательная деятельность. Однако еще более важно уметь делать это, не ввязываясь в «лобовую» конфронтацию с другими людьми. Древнекитайский полководец Сунь-цзы писал: «Напасть и при этом наверняка взять — это значит напасть на место, где противник не обороняется. Оборонять и при этом наверняка удержать — это значит оборонять место, на которое противник не может напасть. У того, кто умеет нападать, противник не знает, где ему обороняться; у того, кто умеет обороняться, противник не знает, где ему нападать. Поэтому, если я хочу дать бой, я нападаю на место, которое он непременно должен спасать». Не нужно стремиться быть всегда и везде сильнее противника (конкурента, жизненных обстоятельств и т. п.). Лучше найти место, где противник слабее вас. Не следует считать, что использовать этот принцип непорядочно или неспортивно. В управленческой борьбе вы совершенно не обязаны показывать себя только в лобовой конфронтации. Даже лев не преследует самую быструю антилопу, он выбирает самую доступную. Например, если против вас выдвигают несколько обвинений, то сначала лучше разбить самый слабый из аргументов. Опровергнув его, вы поставите под сомнение оставшиеся и усилите свои позиции, подготавливая победу. Ваше стратегическое мастерство проявится в полной мере, если вы сумеете обратить свою силу против слабости соперника. Только на этом пути можно получить максимальный успех, сохранить ресурсы и избежать длительной борьбы. ч Зак. 1503 130 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств Как отмечает В. К. Тарасов, получить выгоду — удача, бороться за выгоду — опасность. Борьба за выгоду — самая крайняя мера. В идеале никогда не следует за нее бороться. Если выгодная высота не занята еще противником — большая удача, ее следует занять. Но если она уже занята, то пытаться ее отобрать у противника — крайняя мера, почти наверняка ведущая к потерям. Велика разница между этими двумя случаями. Если вы ставите автомобиль на место, на которое до вас никто особенно не претендовал, и это место представляется вам удобным, то вам повезло. Но если это место раньше систематически занимал автомобиль вашего соседа или коллеги, могут возникнуть известные трудности. Если какая-то выгода не может быть получена без борьбы, то лучше отказаться от нее, с тем чтобы искать другую, еще не занятую противником. Если же отказ от нее невозможен ввиду ее слишком высокой значимости для вашей позиции, то и борьбу за нее следует вести, руководствуясь тем же самым принципом: получить выго-ДУ — удача, бороться за нее — опасность. Это значит, что движение к выгоде должно быть разбито на достижение ряда промежуточных выгод, выбранных таким образом, что каждая из них еще не занята противником. Если какие-либо из этих промежуточных выгод все же недоступны без борьбы, то следует сделать еще более мелкое разделение. В борьбе не стремитесь преодолевать силу противника. Одолейте его слабость. Правило 4. Победа должна быть легкой Победа должна быть легкой, а значит — подготовленной. Про кого в древности говорили, что он хорошо сражается, тот побеждал, когда было легко победить, потому что он подготовил свою победу. Поэтому, когда он сражался и побеждал, это не расходилось с его расчетами, а все предпринятое им обязательно обеспечивало победу; он побеждал уже «побежденного». Поэтому войско, долженствующее победить, сначала побеждает, а потом ищет сражения; вой- Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 131 ско, осужденное на поражение, сначала сражается, а потом ищет победы. Если избежать сражения невозможно, то победа должна быть легкой. Для хорошего стратега нелегкая победа уже и не победа. По крайней мере, она не так почетна, потому что не была достаточно подготовлена. Чему радоваться, когда столько потерь? В этом случае, возможно, лидер-полководец и проявил хорошие тактические качества, за счет которых победил, но как стратег он в прошлом где-то допустил ошибку. Настоящий стратег не выступает, если не обеспечил победу. А выступая — закрепляет то, что уже предрешено. При этом под «сражением» не следует понимать реальную войну с реальным противником. «Сражением» может быть решение важной управленческой задачи. Успешное ее решение также должно быть «легким», что значит — достаточно подготовленным. Как утверждали древнекитайские полководцы, непобедимость заключена в себе самом, а возможность победы — в противнике. Поэтому профессиональный управленец прежде всего делает себя непобедимым и в таком состоянии выжидает, когда можно будет победить противника. Искусный полководец побеждает врага до того, как тот начинает угрожать. Искушенный лидер преодолевает трудности до того, как они возникли. Правило 5. В ответственных случаях помещай подчиненных в «местность смерти» В ответственных случаях помещайте подчиненных в «местность смерти». Поместить солдат в местность смерти — это значит поместить их в положение, в котором можно или победить, или умереть. Это местность или положение, где дорога к жизни без победы не видна или не существует. Ведя войско, следует ставить его в такие условия, как если бы, забравшись на высоту, убрали лестницы. Высадившись с войском на землю врага, надлежит сжечь корабли. Только после того, как солдат бросят на место гибели, они будут существовать; только после того, как их ввергнут в место смерти, 132 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств они будут жить; только после того, как они попадут в беду, они смогут решить исход боя. Поместить в местность смерти — это не значит напугать расстрелом в случае отступления. Полководец не угрожает казнью, убивать своих солдат он не будет. Их с неизбежностью будет убивать враг, если они будут плохо сражаться. Если вы говорите, что надо закончить работу к полудню и это очень важно, то это может быть стимулом. Но если вы говорите, что даже при неготовности работы вы все ровно в полдень уедете и хорошо, но не в срок сделанную работу придется выбросить за ненадобностью, то стимул закончить ее вовремя оказывается более значительным. Поместить подчиненного в местность смерти — значит поставить его в положение, в котором он может либо выполнить работу, либо не выполнить. Он не может выполнить ее лучше или хуже, полностью или не полностью, до срока или после срока. Только сделать или не сделать. Если какая-то обязанность очень важна, надо поместить исполняющего в местность смерти. Освободить его от всех других обязанностей, оставив ему только эту одну. Один человек — одна обязанность. Один человек — одна задача. Тогда он не сможет, не выполнив ее, сослаться на то, как много других задач было им решено. Нельзя часовому поручать рубить дрова в свободное от появления врагов время. Правило 6. Думай не только о том, как победить, но и о том, как именно противник будет побежден Чтобы ваши солдаты стали непобедимыми, надо отнять у них дорогу к жизни без победы. А чтобы сломить сопротивление врага, надо показать ему дорогу к жизни. Нужно заботиться о противнике, думать не только о том, как победить, но и о том, как сделать поражение противника приемлемым для него. В эпоху борющихся царств армия одного китайского императора осадила город противника, но после первого штурма город взять не удалось. В гневе император отдал приказ: «После взятия города всех защитников зарыть в землю». Однако защитники города самоотверженно сражались, и город не удавалось взять еще несколько месяцев. Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 133 Тогда император обратился за советом к самому мудрому из своих военных советников. Советник расспросил о характере окружения и сказал: «Когда город окружен, лучше показать защитникам, что у них есть путь спасения. А после того, господин, что вы им объявили, им осталось только одно — биться до смерти. Город крепок и запасов в нем много. Если мы и дальше будем штурмовать, то потеряем еще больше людей. Стоять лагерем у неприступных стен и сражаться с людьми, готовыми стоять насмерть, — не лучший выход. Покажите им дорогу к жизни, приоткройте проход из города и часть защитников уйдет. Тогда вы сможете победить». Император прислушался к этим словам, и вскоре город был взят. Думай не только о том, как ты победишь. Но о том, как именно противник будет побежден, что значит для него поражение, по какой дороге он к нему пойдет. Эта дорога должна быть для него удобна или хотя бы приемлема на каждом этапе. Этот принцип лежит в основе одной из древнекитайских стратагем ведения войны, которая гласит: «Если хочешь схватить, сначала дай отойти». В толковании данной стратагемы отмечается, что позволить противнику бежать — не означает отпустить его. Нужно его преследовать, не давая ему передышки, но оставаясь на некотором отдалении и не тесня его чрезмерно. Чрезмерно теснимый противник будет продолжать сражаться. Противник, имеющий пути для бегства, не будет вступать в бой. Поэтому «не теснить» здесь означает не отказ от преследования, а избегание ситуации, когда противник будет вынужден сражаться. Когда силы противника иссякнут, его воля стоять насмерть исчезнет. Когда же вражеская армия рассеется, ее можно пленить, даже не замочив в крови оружие. Трудно победить противника, находящегося в отчаянии и не мыслящего себе никакого иного пути, кроме борьбы. Поэтому задача заключается в том, чтобы показать ему путь к достойному поражению. Этот принцип работает не только на поле боя, но и в управленческом взаимодействии. Если человек сказал «нет», не торопитесь настаивать на согласии, даже если вы правы. Прежде чем настаивать на изменении ответа, лучше позаботиться о том, чтобы отступление (изменение решения) было для него приемлемым. Например, если вышестоящий руководитель принял неправильное (неприемлемое для вас) решение и сообщил об этом другим, то не следует прямо настаивать на том, чтобы он отменил его и тем самым признал свою неправоту. Надо сделать отмену решения приемлемой для него, 134 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств] помочь ему «сохранить лицо» (самоуважение и уважение других). > Как вариант — можно сообщить ему какие-нибудь дополнительные сведения. Это даст оппоненту возможность изменить ответ, сославшись на открывшиеся новые обстоятельства. Забота о противнике предполагает отчетливое представление обо всех этапах его отступления, чтобы каждый из них был как бы не хуже предыдущего, а все вместе вели к вашей победе. Правило 7. Заботься о подчиненных Однажды сановник решил обучиться управлять колесницей у известного тренера. Пройдя продолжительное обучение, он захотел помериться с ним силами и предложил состязание. Сановник очень хотел выиграть. Они провели три забега, дважды менялись лошадьми, но всякий раз он отставал от учителя. — Судя по результатам нашего соревнования, ты так и не передал мне все — Что вы! — ответил учитель. — Совсем не так. Я передал вам все, что знал. Вы же нарушали оба правила. Когда вы были впереди меня, то старались, чтобы я не догнал вас. А когда же я обгонял вас, то вы во что бы то ни стало стремились обогнать меня. Разве можно в таких условиях думать, как сделать лошади удобно бежать и как ею управлять? Управление последователями — сложный процесс, успешность которого во многом зависит от способности лидера, с одной стороны, видеть перспективу, удерживать цели, направлять и стимулировать последователей на их осуществление, а с другой стороны — адекватно оценивать возможности следующих за ним людей, чувствовать их мотивы и потребности. Важно создать условия, в которых подчиненным будет физически удобно и психологически комфортно выполнять свои обязанности. Тогда они будут выполнять работу на совесть. ' Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. М.: Добрая книга», 2003. Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 135 Правило 8. Разделяй с подчиненными трудности и невзгоды Лидер — это вершина, от которой по цепочке передается вниз как хорошее, так и плохое. Он является носителем и транслятором норм и ценностей. Поэтому ему следует на личном примере показывать последователям, что он так же предан делу и готов разделить с ними не только успехи, но и поражения. Хороший полководец должен преодолевать вместе со своим войском трудности и невзгоды. В летнюю жару ему не следует прятаться под зонтом, если у подчиненных его нет. В зимнюю стужу он не должен надевать теплую одежду, если он не смог обеспечить ею подчиненных. В трудных переходах ему правильнее слезть с лошади и идти пешком, наравне со всеми. Придя на место, ему следует дождаться, когда выкопают общие колодцы, и только тогда напиться самому; приняться за еду не прежде, чем ее приготовят для солдат. Так же должен поступать и настоящий лидер. Если ваши подчиненные в холод вынуждены выполнять работу на улице, находитесь с ними. Если вы хотите, чтобы ваши люди для завершения важной работы задерживались допоздна, уходите не раньше их. Нельзя рассчитывать на то, что сотрудники будут поступать так, как сами вы не поступаете. Людям необходимо видеть, что вы «боретесь» с трудностями в одних рядах с ними и поддерживаете их. Докажите, что вы не отделяете себя от них, и прочное «чувство локтя» поможет вам совместно преодолеть трудные времена. Правило 9. Хвали и поощряй подчиненных Не забывайте поощрять своих подчиненных за хорошо выполненную работу. Император перед решающим сражением обратился к советнику с вопросом: — Как ты считаешь, каковы наши шансы победить? — А сколько у противника войск и сколько у нас? — спросил советник. — У него 1 0000 воинов, а у нас только 8000, — ответил император. — А как они вооружены? — У него хорошие лучники, а у нас хорошая конница, — ответил император 136 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств — А кто командует войском противника? — спросил советник. — Лю Синг, — ответил император. — Мы победим! — ответил советник. — Почему ты так уверен в этом? — Л ю Синг скуп на похвалы и поощрение своих солдат. После победы у него Лидером становится тот руководитель, чьи подчиненные получают возможность профессиональной и личностной самореализации и чувствуют удовлетворение от выполненной работы. За таким руководителем хочется следовать, ему хочется служить. ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ УПРАЖНЕНИЕ «ВЗАИМОПОНИМАНИЕ» Упражнение направлено на развитие навыков интуитивного взаимопонимания партнеров при осуществлении совместной деятельности в ситуации искусственного ограничения средств передачи информации. ОписаниеВариант 1. Участники равномерно распределяются процедурыпо помещению. Их задача — посчитать от одного до двадцати, соблюдая следующие правила: —числа должны называться последовательно, то —один человек не может называть два числа под- —если следующее число одновременно назвали Для усложнения упражнения можно предложить участникам его выполнение с закрытыми глазами. Вариант 2. Упражнение выполняется в круге. Ведущий называет любое число (но не большее, чем количество участников в группе). Одновременно с этим необходимо встать участникам в количестве, равном названному числу с соблюдением следующих условий: Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 137 — должно встать ровно столько участников, сколь —участникам нельзя вслух договариваться, кто Дополнение. Можно определить продолжительность «задержки» (1—3 секунды) между произнесением ведущим числа и выполнением команды. Определение специального времени, в течение которого члены группы могут каким-то образом сообщать свои намерения и угадывать намерения других, наполняет упражнение дополнительным содержанием. Можно усложнить упражнение, запретив жестикуляцию. Но и при этом у них остаются такие параметры для анализа, как мимика и позы друг друга. ОбсуждениеНеобходимо совместно с участниками рассмотреть особенности взаимопонимания партнеров в ситуации искусственного ограничения средств передачи информации. Также полезно выйти на обсуждение роли лидера в ситуации, когда необходимо организовать группу на выполнение согласованных совместных действий. УПРАЖНЕНИЕ «МИНА» Упражнение направлено на развитие навыков взаимопонимания процедурыдущего «Мина!» группе необходимо за минимальное время (3—5 секунд) покинуть круг («блиндаж») через узкий проход, обозначенный ведущим с помощью двух стульев. Команда ведущим подается без предупреждения. Создается установка на вероятность гибели участников, не успевших вовремя покинуть блиндаж, от прямого попадания в него мины. Упражнение выполняется несколько раз с обсуждениями. ПояснениеУпражнение сложно выполнить, если каждый участ- ник будет думать только о том, как спастись только ему. 138 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств Обсуждение Впроцессе обсуждения полезно обратить внимание на то, кто обычно выскакивал первым, а кто последним и почему. Можно попросить участников рассказать, какие мысли приходили им в голову в процессе выполнения задания. Полезно дать установку участникам на возможность выполнения данного упражнения в процессе других процедур и подавать команду без предупреждения. В этом виде упражнение позволяет развить способность быстрого реагирования и переключения на другой вид действий в экстремальной ситуации. УПРАЖНЕНИЕ «СПАСЕНИЕ МЕДВЕДЯ»1 Упражнение дает участникам возможность потренировать навыки командной работы, «примерить» на себя различные командные роли. ОписаниеГруппа делится на команды, состоящие из сержантов процедурыодного взвода. Ведущий описывает командам ситуацию и обозначает проблему,которую надо разрешить. «Некоему зоопарку был нужен медведь. Медведя отловили в сибирских лесах. Посадили в просторную клетку и водным путем, сначала по реке, потом по Северному морскому пути и каналам, доставили к месту назначения. В силу объективных причин путешествие заняло несколько месяцев. К прибытию медведя в зоопарке была подготовлена новая, тщательно оборудованная, обширная территория. Однако за время путешествия медведь так привык к своей клетке, что, когда ее поставили в этот новый вольер, не захотел ее покидать. Дальнейшее пребывание медведя в клетке грозило ему гиподинамией, ожирением и т. д. Поэтому срочно были созваны независимые группы экспертов для разрешения проблемы». 1 Браткин А., Скоробоготова И. 10 продаваемых тренингов. И.: Генезис, 2004. Процедура выполнения упражнения изменена. Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 139 После этого группы получают инструкцию:«Вы — та самая группа экспертов. В течение 20 минут вам необходимо, обсудив проблему, разработать программу действий для сотрудников зоопарка. По итогам реализации этой программы медведь должен добровольно, без психических травм, покинуть клетку и начать осваивать территорию вольера». Через 20 минут группам предлагают доложить итоги работы — огласить программу действий. Обсуждение В процессе обсуждения полезно предложить участникам ответить на следующие вопросы: что мешало выработке общегруппового решения команды? Что помогало выработке общегруппового решения команды? Имели ли место непродуктивные потери времени? На каком этапе и почему? УПРАЖНЕНИЕ «СОЮЗНИКИ» Упражнение направлено на развитие навыков взаимопонимания и организации согласованных действий команд в ситуации искусственно созданного конфликта, вызванного несовпадением инструкций. ОписаниеГруппа делится на две команды, желательно состоя- процедуры щие из сержантов одного взвода. Команды располагаются в противоположных углах тренинговой комнаты. Тренер сообщает, что с этой минуты они не должны говорить по-русски или на каком-нибудь другом известном языке. Однако не возбраняется говорить при помощи жестов, придумывать новый язык или какую-либо сигнальную систему. При этом речь тренера участники обязаны понимать по-прежнему. (Для облегчения задания можно позволить капитанам сказать по три ключевых слова.) Капитанам команд вручаются подготовленные заранее инструкции, при этом ведущим помечается, что инструкции для обеих команд схожи. Задача капитанов — совместно с членами команды прочитать инст- 140 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств рукции и организовать их на выполнение обозначенного в инструкции задания. В инструкциях каждой команде предлагается выполнить достаточно сложное действие, требующее вовлечения членов противоположной команды. ПояснениеКогда участники каждой команды поймут, что долж- ны делать, они будут вынуждены вступить в контакт между собой, чтобы вовлечь участников из другой команды в общее действие. Наличие различающихся заданий создает трудности, на пути к преодолению которых встает все тот же языковой барьер. ВариантыКоманда А инструкций1-й этап. Придумать не менее пяти различных во- инских званий и соответствующие каждому из них формы одежды. Присвоить по одному из этих званий каждому участнику противоположной команды, соответственно переодев их. 2-й этап. Подготовить тренинговую комнату к отражению агрессора. 3-й этап. Организовать банкет по поводу ненападения противника с произнесением двух речей (по 1 минуте каждая), поздравлением участников обороны и вручением медалей. С речами должны выступить по одному человеку от каждой команды. Команда Б 1-й этап. Придумать не менее пяти моделей модной одежды и превратить одежду каждого участника противоположной команды в одну из этих моделей. 2-й этап. Организовать демонстрацию этих моделей для воображаемых зрителей. 3-й этап. Подготовить банкет по поводу успешно похожа у обеих команд, иучастники не сразу догада- Глава 10. Профессионально-управленческий модуль лись, что задания у них разные. Однако к концу выполнения первой части заданий участники начинают подозревать, что их дурачат. После выполнения второй части задания это подозрение перейдет почти в уверенность, и от третьей части задания они будут ждать подвоха, но третьи задания очень похожи между собой, что вновь наводит участников на мучительные размышления! ОбсуждениеПолезно обратить внимание участников на проблемы взаимопонимания, а также вопросы организации совместной деятельности и мотивации других участников. УПРАЖНЕНИЕ «СЛЕПЫЕ И ПОВОДЫРЬ» Упражнение развивает навыки «ведения» и «следования» и по процедурына себя роль наблюдателей. Из второй подгруппы выбирается доброволец, который будет исполнять роль поводыря. Остальные участники являются ведомыми слепыми. Они выстраиваются в колонну по одному, на расстоянии не менее метра друг от друга и берутся одной рукой за веревку, протянутую вдоль их колонны. После этого им завязываются глаза. Начало веревки берет в руку встающий во главу колонны поводырь. Задача поводыря — провести группу по указанному ведущим маршруту, не произнося ни слова. Веревка является единственным средством связи его с участниками. (Поводырь остается зрячим.) Перед началом движения ведущий при помощи подгруппы наблюдателей наводит в комнате «небольшой» беспорядок, для того чтобы усложнить маршрут продвижения группы. В комнате можно переставить столы и стулья, часть из которых можно перевернуть или свалить кучей и т. п. После того как все готово, ведущий 142 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств за руку ведет поводыря по маршруту: перелезает с ним через стулья, подлезает под столами, протискивается между сдвинутыми шкафами и т. п. Задача поводыря, проходя по маршруту, вести за собой свою «слепую» группу. ПояснениеПоводырю приходится подергивать за веревку вверх или вниз, вправо или влево, указывая тем самым направление движения идущему за ним человеку. Тот, в свою очередь, преодолевая препятствие или поворот, должен вести за собой идущего сзади участника. («Слепые» участники могут разговаривать друг с другом, но это им мало помогает, так как они все равно не видят препятствие, поэтому не могут его как следует описать.) Обсуждение В процессе обсуждения следует поговорить, какая роль была проще, а какая сложнее, и обобщить наиболее эффективные стратегии управления. При этом подгруппа наблюдателей сообщает о своих наблюдениях и по возможности определяет наиболее внимательного поводыря. После прохождения всего маршрута подгруппа слепых и подгруппа наблюдателей меняются местами. Упражнение лучше снимать на видеокамеру. Если такой возможности нет, тогда остается вся надежда на получение описания происходящего наблюдающей группой. УПРАЖНЕНИЕ «ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ» Упражнение направлено на отработку навыков общения и ведения переговоров в ситуациях различного психологического контакта между партнерами. ОписаниеУпражнение выполняется в парах. Участникам раз- процедурыдаются инструкции — по одной роли из пакета каждому. Участникам предлагается молча прочитать инструкции и далее действовать в соответствии с инструкцией, не оглашая свои намерения партнеру в паре. Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 143 Варианты Пакет первый заданийИсполнитель А. Начните с вашим партнером разго- вор о чем-либо, что может быть интересно вам обоим, или о том, в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом достаточное время. Через 3-4 минуты или если почувствуете, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями с вашим партнером и начинайте снова. Исполнитель Б. Молчите, пока не заговорит ваш партнер. В процессе разговора всячески поддерживайте беседу и проявляйте заинтересованность. Смотрите на партнера, кивайте, задавайте вопросы и т. д., но не пытайтесь перехватить инициативу в беседе. Через 3—4 минуты или когда почувствуете, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями и начинайте снова. Пакет второй Исполнитель А. (То же, что и в первом пакете.) Исполнитель Б. Когда ваш партнер заведет с вами разговор, посмотрите на него с выражением типа: «Ну-ну, посмотрим, что интересного ты можешь сказать». Продолжайте молча, но внимательно его разглядывать. Через 2—3 минуты или когда почувствуете, что хватит, поменяйтесь ролями и начинайте снова. Пакет третий Исполнитель А. (То же, что и в первом пакете.) Исполнитель Б. Когда ваш партнер начинает говорить, послушайте минуту или две, затем начните ерзать, менять ноги, положенные одна на другую, смотреть на часы, озираться по сторонам и т. д. Если ваш партнер замолчит, скажите «Да-да, продолжайте!», при этом ведите себя по-прежнему. Через 3—4 минуты или когда сочтете, что хватит, поменяйтесь ролями и начинайте снова. Пакетчетвертый Исполнитель А. (То же, что и в первом пакете.) Исполнитель Б. Дождитесь, когда ваш партнер начнет говорить, после чего выразите свое молчаливое 144 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств Пояснение Обсуждение несогласие со сказанным посредством жестов или соответствующим выражением лица. Если партнер замолчит, скажите что-нибудь вроде «Ну-ну, продолжайте!», но не меняйте своего поведения. Через 3-4 минуты или когда решите, что хватит, поменяйтесь ролями и начинайте снова. Пакет пятый Исполнитель А. Говорите партнеру о чем-либо, представляющем для вас интерес, но не смотрите на него. Вы можете смотреть на что угодно — осматривать комнату, например, или опустить глаза. Через 3—4 минуты или когда сочтете, что достаточно, поменяйтесь ролями и начинайте снова. Исполнитель Б. Когда ваш партнер начинает беседу, отвечайте как можно более ободряющим тоном. Попытайтесь придерживаться темы, предложенной партнером. Задавайте вопросы, проясняйте суть и т. д. Через 3—4 минуты или когда решите, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями и начинайте снова. Полезно раздавать одинаковые пакеты инструкций всем парам участников и проводить обсуждение после выполнения каждого пакета. В процессе обсуждения участники оглашают содержание своих инструкций и рассказывают, как протекали диалоги, какие затруднения они испытывали и как их преодолевали. При этом в процессе обсуждения ведущему полезно подвести группу к следующим выводам: —так или иначе, люди всегда реагируют на окру —люди постоянно подают друг другу сигналы, даже —в общении полезно замечать мелочи в поведении —лидеру необходимо понимать, что на окружающих Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 145 КОМПЛЕКСНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ТРЕНИРОВКА ЛИДЕРСТВА» Упражнение направлено на отработку моделей лидерского поведения сержантов в моделируемых типичных проблемных ситуациях профессионального взаимодействия. Упражнение состоит из двух частей. Подготовительная часть упражнения направлена на определение типичных проблемных ситуаций. Для этого участники в процессе мозгового штурма называют ситуации профессионального взаимодействия, в которых они испытывают или могут испытывать затруднения. Все без исключения предложенные ситуации записываются ведущим. Затем каждая из предложенных ситуаций кратко обсуждается в группе и принимается совместное решение о включении или невключении ее в список типичных проблемных ситуаций профессионального взаимодействия младших командиров. Обобщенные типичные ситуации профессионального взаимодействия младших командиров представлены в таблице. Таблица 3 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|