Здавалка
Главная | Обратная связь

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ



Упражнения в тренинге являются основным средством получе­ния нового опыта и отработки желаемых моделей поведения. Для успешной работы важно не только правильно подобрать упражне­ние, но и подготовить группу к его выполнению. Несвоевременное использование упражнений, предполагающих физический контакт или прикосновение к системе ценностей участников — в ситуации, когда сами участники недостаточно раскрепощены и открыты, мо­жет привести к повышению напряженности в тренинговой группе, возникновению дискомфорта и неготовности ее членов раскры­ваться. Поэтому перед предъявлением группе очередного упражне­ния ведущему необходимо иметь у себя четкие ответы на следующие вопросы:

1. Какие изменения он хочет произвести данным упражне­
нием?

2. Какой будет получен материал для продвижения группы в
содержательном плане после выполнения процедуры?

3. Как может быть использован полученный результат?


Глава 17. Рекомендации по проведению тренинга 205

4. Насколько группа готова к выполнению данного упраж­
нения?

5. Как можно подготовить группу к выполнению данного уп­
ражнения?

Успешность выполнения упражнений и их эффективность во многом зависят от правильности подачи инструкции. Инструкция должна быть точной, понятной и лаконичной. Не следует включать в инструкцию ненужные детали и пояснения. Между тем переходить к выполнению упражнения следует только после того, как ведущий убедится, что все участники знают, что им надо делать (за исключе­нием специально-ориентированных упражнений).

На эффективность тренинговых процедур влияет не только аде­кватность включения упражнений, правильность подачи инструк­ции, но и то, как они будут закончены. Некоторые упражнения имеют логическое завершение. Например, окончанием процедуры выполнения упражнения, проводимого в круге, может быть завер­шение его выполнения последним участником. В других случаях условие окончания может быть оговорено заранее, например: уп­ражнение будет закончено, когда каждый из участников что-то ска­жет или сделает какое-то действие. В третьей категории заданий условием окончания процедуры может быть истечение заранее оп­ределенного промежутка времени.

Но окончание процедурной части выполнения задания и его завершение — это не одно и то же. Даже в тех упражнениях, которые имеют свое логическое завершение, определенное инструкцией и процедурой выполнения, не следует пренебрегать обсуждением. Необходимо оставлять для этого достаточное количество времени. Важно дать участникам возможность сообщить о том, что с ними произошло во время выполнения упражнения, проанализировать и осмыслить свой опыт.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.