ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения в тренинге являются основным средством получения нового опыта и отработки желаемых моделей поведения. Для успешной работы важно не только правильно подобрать упражнение, но и подготовить группу к его выполнению. Несвоевременное использование упражнений, предполагающих физический контакт или прикосновение к системе ценностей участников — в ситуации, когда сами участники недостаточно раскрепощены и открыты, может привести к повышению напряженности в тренинговой группе, возникновению дискомфорта и неготовности ее членов раскрываться. Поэтому перед предъявлением группе очередного упражнения ведущему необходимо иметь у себя четкие ответы на следующие вопросы: 1. Какие изменения он хочет произвести данным упражне 2. Какой будет получен материал для продвижения группы в 3. Как может быть использован полученный результат? Глава 17. Рекомендации по проведению тренинга 205 4. Насколько группа готова к выполнению данного упраж 5. Как можно подготовить группу к выполнению данного уп Успешность выполнения упражнений и их эффективность во многом зависят от правильности подачи инструкции. Инструкция должна быть точной, понятной и лаконичной. Не следует включать в инструкцию ненужные детали и пояснения. Между тем переходить к выполнению упражнения следует только после того, как ведущий убедится, что все участники знают, что им надо делать (за исключением специально-ориентированных упражнений). На эффективность тренинговых процедур влияет не только адекватность включения упражнений, правильность подачи инструкции, но и то, как они будут закончены. Некоторые упражнения имеют логическое завершение. Например, окончанием процедуры выполнения упражнения, проводимого в круге, может быть завершение его выполнения последним участником. В других случаях условие окончания может быть оговорено заранее, например: упражнение будет закончено, когда каждый из участников что-то скажет или сделает какое-то действие. В третьей категории заданий условием окончания процедуры может быть истечение заранее определенного промежутка времени. Но окончание процедурной части выполнения задания и его завершение — это не одно и то же. Даже в тех упражнениях, которые имеют свое логическое завершение, определенное инструкцией и процедурой выполнения, не следует пренебрегать обсуждением. Необходимо оставлять для этого достаточное количество времени. Важно дать участникам возможность сообщить о том, что с ними произошло во время выполнения упражнения, проанализировать и осмыслить свой опыт. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|