Диагностическая ценность игры
Игра стимулирует участников действовать, делать попытки, ошибаться и каким-то образом выходить из этой ситуации. И это происходит в контексте борьбы за власть — как отдельных людей, так и групп, что явно не декларируется, но обычно принимается группой, особенно в начале игры. Тем самым проявляются личности, которые могут организовать других в подобной неопределенной ситуации, возникают микрогруппы с соответствующими намерениями и способами взаимодействия, вскрываются уже имеющиеся конфликтные отношения между отдельными участниками. Особое внимание в игре ведущий обращает на следующие моменты: 1. Притязания участников на ролевой статус. 2. Социометрическое расположение персон в пространстве. 3. Способность организовать деятельность группы в ситуации 4. Стратегии игровых действий участников. 5. Способность сохранить власть (удержаться на троне). Притязания на ролевой статус.Статусные притязания проявляются уже на этапе распределения ролей. Ведущий предлагает роли в порядке уменьшения власти, например: «Кто желает быть королем?» После того как находится желающий на роль короля, ведущий предлагает роль королевы, фаворитки короля и т. д., пока не будут «разобраны» все роли в королевстве. В некоторых случаях возможно «назначать» на роли короля и силовых министров уже имеющихся кандидатов на должности младших командиров. При распределении ролей проявляются не только лидеры, но и отверженные. Несмотря на нарушение инструкции, на некоторые роли группа нередко сама предлагает определенных людей, например: «Шут будет Иванов» и т. п. Это также несет определенную диагностическую информацию о взаимоотношениях во взводе. Пси- 232______________________________________________________ Приложения хологу следует пресекать подобные попытки, объяснив, что каждый сам должен сделать выбор (однако, не забыв для себя отметить, кого на какую роль предлагали). Расположение персон в пространстве.Расположение участников в пространстве, которое произвел король, также имеет диагностическое значение. Психологу следует отметить, кто какое место занял по отношению к королю. Эта информация помогает определить круг лиц, которых «король» относит к своей команде. Относят ли они сами себя к команде «короля» — покажет игра. Способность организовать деятельность группы в ситуации неопределенных возможностей.На начальных этапах игры создается ситуация неопределенности правил и возможностей. Обращение ведущего к королю «Вы — король. Вот ваше королевство. Управляйте» дает последнему возможность проявить себя. Если у него не получается, можно наблюдать, как в ситуации неопределенности проявляется совместная деятельность других членов группы. Так как первоначально король не сам выбирает себе людей, то уже на этом этапе начинают проявляться внутригрупповые процессы. Например, некоторые «придворные» начинают делать откровенные «выпады» в адрес короля, обвиняя его в некоторых мнимых бедах королевства. Способность сохранить власть.Фиксация этой способности производится по подсчету количества туров, в течение которых участнику удалось удержаться в верхней части пирамиды власти. Значимым может быть сохранение власти более двух туров. Идеальный вариант, когда участникам удается сохранить за собой место (например, «короля» или его приближенных) на протяжении всей игры. Стратегии игровых действий.Обычно игра развивается в двух типичных направлениях. Первое имеет своей целью свержение короля и предполагает разработку и осуществление заговоров и интриг. Во втором варианте основные действия игры направляются участниками на театральное разыгрывание ролей и организацию различных представлений. Итак, значимым в диагностическом отношении является не только выявление способности курсантов к достижению высокого статусного положения и управления групповыми процессами, но и определение мотивов и целей, которые участники стремятся достигнуть, используя полученную власть. Личности, способные заме- Приложение 2. Ситуационная диагностика лидерского потенциала 233 чать и управлять групповыми процессами, обычно самопродвигаются к власти и так организуют игровую деятельность группы, что сместить их становится затруднительно. Находясь в роли короля, они, по необходимости, производят изменения в составе королевства, перемещая, заключая под стражу или казня неугодных им людей. При этом практика показывает, что наиболее успешными лидерами в дальнейшем становятся те участники, которым удалось направить игровую деятельность группы по театрализованному сценарию. Видеосъемка игры Полезно проводить видеосъемку игры для последующего анализа. В процессе просмотра видеозаписи следует обращать внимание на участников, организующих вокруг себя группу единомышленников и последователей. При этом необходимо различать позитивных и оппозиционных лидеров. Первые обычно проявляются уже на этапе распределения ролей или в первом туре игры. Оппозиционные лидеры обычно не проявляются в самом начале игры, предпочитая присмотреться к ситуации. Однако в процессе игры они, как правило, выстраивают мощную оппозицию «королю», вплоть до его свержения. Важно отметить, что оппозиционным лидерам часто не нужна официальная власть. В случае победы они нередко предлагают вместо себя другого — «своего» короля, отводя себе роль ближайшего советника, что допускается правилами. Оппозиционные лидеры, если им не уделять соответствующего внимания, могут существенно осложнить работу назначенных младших командиров. Лучший способ нейтрализации в последующем оппозиционных лидеров — привлечение их к общественной работе в качестве «старших» и закрепление за ними конкретных обязанностей. Это обеспечит их приверженность общему делу и их личную ответственность за получение необходимого результата. Назначение данных людей на руководящие должности возможно только в крайних случаях при отсутствии других кандидатур. В этом случае требуются контроль за их деятельностью и организация соответствующей коррекционно-развивающей работы. 234 Приложения Приложение 3 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|