Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА СТИЛЯ



РУКОВОДСТВА»1

Методика используется в процессе психологического сопрово­ждения профессиональной деятельности руководителей и основа­на на самостоятельном выборе испытуемым вариантов собственных действий в предлагаемых ситуациях. Этим она существенно отли­чается от большинства других методик оценки стиля руководства и позволяет организовать с руководителем коррекционно-разви-вающую работу на основе совместного анализа сделанных им вы­боров.

Инструкция

Прочтите ситуацию № 1, ознакомьтесь с возможными вариан­тами ответов, выберите тот вариант, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению. Разрешается выбрать только один вариант из четырех возможных. Затем рассмотрите ситуацию № 2 и т. д. Будьте внимательны, не пропускайте ситуации. Если Вы за­трудняетесь с выбором варианта ответа, остановитесь на том, к ко­торому Вы склоняетесь в большей степени.

Ситуация1

Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает распоряже­ние Вашему подчиненному, который уже занят выполнением Ва­шего срочного распоряжения. Вы и Ваш непосредственный началь­ник считаете свои распоряжения неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант Ваших действий:

А. Буду строго придерживаться субординации, не оспаривая ре­шения начальника, предложу подчиненному отложить выпол­нение моего текущего распоряжения.

Б. Все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах мой начальник.

1 Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внут­ренних дел: Методическое пособие / Марьин М. И., Петров В. Е., Касперович Ю. Г. и др. М.: ГУК МВД России, 2003. С. 181-192.


Приложение 4. Методика «Самооценка стиля руководства» 241

В. Выражу свое несогласие с решением непосредственного на­чальника, предупрежу его о том, что впредь в таких случаях буду отменять его распоряжения подчиненному без согласо­вания со мной.

Г. В интересах дела отменю распоряжение непосредственного начальника, прикажу подчиненному продолжать выполнение моего распоряжения.

Ситуация2

Вы получили одновременно два срочных распоряжения: от Ва­шего непосредственного начальника и прямого (вышестоящего). Времени для согласования сроков и условий у Вас нет. Необходимо приступить к их выполнению. Выберите наиболее приемлемый вариант Ваших действий:

A. В первую очередь буду выполнять распоряжение того началь­
ника, которого лично более уважаю.

Б. Сначала буду выполнять распоряжение, на мой взгляд, наи­более важное.

B. Буду выполнять распоряжение прямого начальника.

Г. Буду выполнять распоряжение своего непосредственного на­чальника.

Ситуация3

Между двумя Вашими подчиненными возник конфликт, который мешает их успешной службе. Каждый из них в отдельности обра­щался к Вам с тем, чтобы Вы приняли его сторону и разрешили конфликт. Ваша позиция в этой ситуации:

A. Мое дело — не допустить, чтобы они конфликтовали на служ­
бе, а решить сам конфликт — это их личное дело.

Б. Лучше всего поручить разобраться в этом активу коллектива.

B. Прежде всего попытаться разобраться в причинах конфликта
самому и найти способ примирить конфликтующих.

Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и воздействовать на них через этих людей.

Ситуация4

В самый напряженный период завершения планового мероприя­тия в коллективе нарушена служебная дисциплина, в результате чего


242 Приложения

допущен сбой. Начальнику неизвестен виновный или их группа. Однако выявить виновных и наказать их надо. Что предпринять в данной ситуации?

A. Оставить выяснение фактов по этому делу до окончания вы­
полнения срочного мероприятия.

Б. Подозреваемых в нарушении вызвать к себе и строго погово­рить с ними с глазу на глаз, предложив назвать нарушите­лей.

B. Сообщить о случившемся авторитетным членам коллектива
и предложить им обсудить создавшееся положение, выявить
конкретных нарушителей.

Г. Для повышения служебной дисциплины и служебных пока­зателей, не теряя времени на разговоры, провести совещание, выявить и наказать нарушителей, предупредить о недопуще­нии подобных фактов.

Ситуация5

Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Име­ются несколько кандидатур, характеризующихся описанными ниже качествами. Выберите одну из кандидатур.

A. Первый предпочитает избегать конфликтов с сослуживцами,
стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжела­
тельные, товарищеские отношения, создать в коллективе ат­
мосферу взаимного доверия и дружеского расположения, что,
однако, не всеми понимается правильно.

Б. Второй предпочитает в интересах дела идти на конфликты с сослуживцами, не боится «испортить» личные отношения во имя достижения поставленной цели.

B. Третий предпочитает строго придерживаться своих должно­
стных прав и обязанностей, требует того же от Вас и своих
подчиненных, добивается четкого выполнения функциональ­
ных обязанностей.

Г. Четвертый всегда сосредоточен на достижении своей цели, напористый в организационных вопросах и всегда стремится добиваться своего, не придавая большого значения возникаю­щим недоразумениям и конфликтам во взаимоотношениях с подчиненными.


Приложение 4. Методика «Самооценка стиля руководства» 243

Ситуация6

Ситуация аналогична предыдущей (№ 5). Кандидаты отличают­ся друг от друга следующими особенностями во взаимоотношениях с непосредственным начальником:

A. Первый быстро соглашается с мнениями, указаниями непо­
средственного начальника (то есть Вашими), безоговорочно
и пунктуально выполняет любые его распоряжения, незави­
симо от своего отношения к делу.

Б. Второй может быстро согласиться с мнением и распоряжени­ем начальника и безоговорочно выполнить любое его распо­ряжение, но только в том случае, если начальник лично авто­ритетен в его глазах.

B. Третий кандидат обладает неуживчивым характером, склонен
к спорам, бывает замкнут, труден в контакте, но зато очень
опытный специалист, умелый организатор, творчески выпол­
няет любое распоряжение и добивается оптимальных резуль­
татов.

Г. Четвертый обладает богатым опытом и профессиональными способностями, но всегда стремится решать все самостоятель­но, избегать лишних контактов с начальником, не любит, ко­гда ему мешают, ответственен и имеет чувство собственного достоинства.

Ситуация № 7

Когда Вам случается быть в праздничной компании, к чему Вы более склонны?

A. Вести разговор на близкие Вам темы, особенно по профессии.
Б. Выяснять взаимоотношения по спорным или принципиаль­
ным вопросам, чтобы отстоять свою точку зрения.

B. Не выделяться, поддерживать общую тему разговора, веселое
настроение в компании.

Г. Добиваться согласия спорящих, быть их посредником или судьей.

Ситуация8

Ваш подчиненный по причине недисциплинированности не выполнил распоряжение в установленный срок, хотя давал обеща­ние. Ваша реакция:


244 Приложения

A. Сначала добиться выполнения распоряжения, а потом уже
поговорить наедине, воспитывать, а если надо, и наказать.

Б. Поговорить с ним наедине, выяснить и обсудить причины срыва, добиться выполнения распоряжения, в случае повтор­ного нарушения наказать строже.

B. Сначала поговорить с теми, кто больше знает о провинившем­
ся, и посоветоваться о том, какую форму, меру воздействия
применить к нему.

Г. Отменить распоряжение, передать вопрос на решение актива коллектива. В дальнейшем вести тщательный контроль над службой провинившегося, вовремя исправлять нарушения.

Ситуация9

Ваш подчиненный игнорирует Ваши распоряжения, делает все по-своему, не устраняет того, что Вы велели исправить. Ваше пове­дение в отношении него?

A. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность,
применить обычные уставные меры наказания, не теряя вре­
мени на разговоры.

Б. В интересах дела вызвать его на откровенный разговор и по­стараться переубедить, расположить к себе, настроить на бла­гоприятные служебные контакты в дальнейшем.

B. Прежде всего попытаться воздействовать на него через актив­
ных и авторитетных для него сослуживцев.

Г. Сначала подумать о том, что зависит от Вашего поведения, не делаете ли Вы сами ошибок, а уж затем выяснить, в чем прав или не прав этот подчиненный.

Ситуация10

Вуже сложившийся коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, назначается новый руководитель. Каким образом, по Вашему мнению, он дол­жен разрешить имеющийся конфликт?

А. Не обращая внимания на сопротивление новому сторонников старого стиля службы, опираться на представителей проти­воположной группировки, вести работу по внедрению нов­шеств, не вовлекаясь в конфликты и воздействуя силой своего примера.


Приложение 4. Методика «Самооценка стиля руководства» 245

Б. В первую очередь попытаться привлечь на свою сторону и переубедить тех, кто не соглашается с нововведениями, хочет служить по-старому.

В. Прежде всего в решении конфликта опираться на актив кол­лектива, поручив ему разрешить возникшие споры и устранить разногласия.

Г. Попытаться примирить сторонников старого и нового стилей работы путем постановки новых перспективных задач, под­держивая лучшие служебные традиции коллектива и отвергая косное и вредное для дела.

Ситуация № 11

Один из Ваших подчиненных внезапно заболел. Остальные очень заняты подготовкой важного мероприятия. Часть работы, поручен­ная заболевшему, также должна быть выполнена в срок. Как Вы поведете себя в данной ситуации?

A. Распоряжусь: «Вы выполняйте распоряжение вместо заболев­
шего. Вы выполняйте другое распоряжение, а Вы помогите
сослуживцам, когда выполните свое распоряжение» и т. д.

Б. Предложу: «Давайте подумаем вместе, кто возьмет на себя это распоряжение. Ведь оно все равно должно быть выполнено. Пусть каждый скажет, что он должен выполнить за этот пери­од, а потом мы решим вместе, как выполнить часть работы, порученную заболевшему».

B. Скажу коллективу так: «Я очень загружен службой, распреде­
лите-ка между собой эту работу. Выручайте друг друга и весь
коллектив. Он поправится — отработает. Давайте за дело!».

Г. Скажу и сделаю так: «Если никто из вас не хочет выполнить его работу, я сам сделаю ее!»

Ситуация № 12

У Вас создались натянутые отношения с сослуживцем. Допустим, что причины этого Вам не совсем ясны, но нормализовать отноше­ния необходимо. Что Вы предпримете для этого в первую очередь? А. Вызову его на откровенный разговор, чтобы выяснить причи­ны натянутых отношений.

Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в своем собственном поведении по отношению к сослуживцу.


246 Приложения

В. В первую очередь обращу внимание сослуживца на служебные вопросы, которые страдают от наших натянутых отношений.

Г. Обращусь к другим сослуживцам, которые хорошо знают его, и попрошу их быть посредниками в нормализации наших от­ношений.

Ситуация13

Вы недавно назначены руководителем подразделения, в котором раньше работали на нижестоящей должности. Вы вызвали подчи­ненного для выяснения его частых опозданий на службу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Как Вы начнете беседу при встре­че с подчиненным?

A. Независимо от своего опоздания, сразу потребую письменное
объяснение его частых опозданий.

Б. Извинюсь перед подчиненным, а затем начну беседу.

B. Объясню причину своего опоздания и, используя его как при­
мер, покажу подчиненному, чего можно было бы ожидать от
меня как руководителя, если бы я также часто опаздывал, как
и он.

Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на более удоб­ный момент.

Ситуация14

Вы служите начальником подразделения уже второй год. Подчи­ненный обращается к Вам с просьбой дать отпуск за свой счет на четыре дня по поводу бракосочетания. «Почему на четыре?» — с недоумением спрашиваете Вы. «А помните, когда женился Иванов, ему разрешили», — невозмутимо отвечает подчиненный. «Я могу отпустить Вас только на три дня, согласно действующему положе­нию», — отвечаете Вы и подписываете рапорт. Однако подчиненный выходит на службу через четыре дня. Ваши действия в этом случае?

A. Сообщу о нарушении служебной дисциплины непосредствен­
ному начальнику, пусть он решает.

Б. Потребую от подчиненного отработать четвертый день за счет выходного. Скажу, что Иванов тогда тоже отработал.

B. В виде исключения в беседе ограничусь публичным замеча­
нием, ведь люди женятся не часто. В табеле поставлю день без
выработки.


Приложение 4, Методика «Самооценка стиля руководства» 1А1

Г. Возьму всю ответственность на себя. Просто скажу, что так поступать не следовало. Но уж раз женился, поздравляю, же­лаю счастья.

Ситуация15

Вы — начальник подразделения. В период ночного дежурства один из ваших подчиненных выпил и в состоянии опьянения слу­чайно испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь от­ремонтировать оборудование, получил легкую травму. Виновник звонит Вам домой по телефону и спрашивает, что же им теперь делать. Как Вы ответите на этот звонок?

A. «Действуйте согласно инструкции. Сделайте все, что требует­
ся по правилам техники безопасности».

Б. «Доложите о случившемся дежурному начальнику. Составьте акт о поломке оборудования. Завтра разберемся».

B. «Без меня ничего не предпринимайте. Я сейчас приеду, раз­
берусь и помогу».

Г. «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите скорую помощь. Я буду в 7 часов».

Ситуация№ 16

Однажды Вы слышите, как несколько начальников спорят о том, как лучше обращаться с подчиненными. К какой из четырех точек зрения присоединились бы Вы?

A. Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему
индивидуально, учитывая характер и темперамент, считаясь с
его личностью.

Б. Все это мелочи. Главное в оценке людей — это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено.

B. Успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если
подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его.

Г. Лучшие стимулы в работе — это четкий приказ, приличная зарплата и своевременная премия.

Ситуация№ 17

После реорганизации Вам необходимо срочно, согласно новому штатному расписанию, перекомплектовать в коллективе ряд под­разделений. Какой путь Вы выбираете?


248 Приложения

A. Возьмусь за дело сам, изучу все списки кандидатов, предложу
руководству свой проект новых подразделений и фамилии их
руководителей.

Б. Предложу решить этот вопрос отделу кадров, ведь это их ра­бота.

B. Соберу актив коллектива. Во избежание конфликтов предложу
подать свои предложения по составу подразделений заинтере­
сованным подчиненным. Затем обсудим их на совещании.

Г. Вначале обсужу вопрос о предстоящей работе этих подразде­лений со специалистами и руководством в интересах дела.

Ситуация18

В Вашем коллективе имеется подчиненный, который скорее числится, чем служит. Уволить его нет юридических оснований, а загрузить функциональными обязанностями пока нет возможности. Что делать с этим подчиненным в дальнейшем?

A. Лично поговорю с ним откровенно с глазу на глаз и предложу
уволиться по собственному желанию.

Б. Предложу руководству сократить эту должность.

B. Попытаюсь все же использовать данного подчиненного на
вспомогательных работах, более четко определить круг его
функциональных обязанностей.

Г. Создам в подразделении такое отношение к этому подчинен­ному, чтобы он сам понял необходимость перехода на другое место службы.

Ситуация19

При распределении премии некоторые подчиненные посчитали, что их незаслуженно обошли, и обратились к Вам с жалобой. Что Вы им ответите?

A. «Премии распределяет и присуждает актив коллектива, я тут
ни при чем».

Б. «Не волнуйтесь, Вы получите премию в другой раз».

B. «Хорошо, я еще раз обсужу этот вопрос, постараюсь учесть
Ваши претензии».

Г. «Премия распределена согласно утвержденному положению в соответствии с достижениями каждого в служебной деятель­ности».


Приложение 4. Методика «Самооценка стиля руководства» 249

Ситуация20

Вы недавно назначены начальником большого подразделения. Еще не все знают Вас в лицо. Идя по коридору, Вы видите Ваших подчиненных, о чем-то оживленно беседующих и не обращающих на Вас никакого внимания. Возвращаясь через 20 минут, Вы застае­те их за тем же занятием. Как Вы себя поведете?

A. Остановлюсь. Дам им понять, что я — новый начальник, вскользь
замечу, что вижу их здесь давно. Задам вопрос: «Не случилось
ли чего? Если нет работы, зайдите ко мне в кабинет».

Б. Спрошу, кто их непосредственный начальник, попрошу, что­бы он зашел ко мне.

B. Поинтересуюсь, что их волнует, о чем разговор, как идут дела,
нет ли претензий к руководству. После этого замечу, что пора
работать.

Г. Прежде всего поинтересуюсь, как обстоят дела в их подразде­лении, каковы сроки окончания работы, загрузка, что меша­ет работать ритмично.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.