РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КОМАНДИРОВ КУРСАНТСКИХ ГРУПП
Для изучения лидерских качеств командиров курсантских групп было проведено эмпирическое исследование, состоящее из двух этапов. На первом этапе выявлялись личностные детерминанты лидерства МК-лидеров, отличающие их от МК-не лидеров. На втором — изучались субъективные представления курсантов о качествах, необходимых лидеру учебной группы. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 846 курсантов, в том числе 245 младших командиров юридических институтов МВД России1. Результаты исследования показали достоверно значимое отличие МК-лидеров от МК-не-лидеров, о чем свидетельствовало повышение значений по шкалам «экстраверсия», «спонтанность» и «ригидность» и понижение значений по шкале «тревожность» методики «Индивидуально-типологический опросник— ИТО» (автор Л.Н.Собчик)2. Усредненные индивидуально-типологические профили МК-лидеров и МК-не-лидеров по методике «ИТО» приведены на рис. 1. Анализ результатов исследования по методике «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности — СМИЛ» (русскоязычная версия теста MMPI, адаптированная Л. Н. Собчик3) показал достоверно значимое отличие МК-лидеров от МК-не-лидеров, состоявшее в повышении значений по 9-балльной шкале опти-мистичности и понижении значений по 2-балльной шкале пессимистичности. Усредненные профили МК-лидеров и МК-не-лидеров, полученные с помощью методики «СМИЛ», приведены на рис. 2. Данные, полученные с помощью методики «Многоуровневый личностный опросник — МЛО-адаптивность» (авторы А. Г. Макла- 1 См. подробнее: Евтихов О. В. Развитие лидерских качеств младших командиров 2 Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М: Институт приклад 3 Там же. С. 72-115. Приложение 3. Результаты исследования лидерских качеств...
Рис. 1.Усредненные индивидуально-типологические профили младших командиров Рис.2. Усредненные профили младших командиров по методике «СМИЛ» Таблица 1
238 Приложения ков, С. В. Чермянин1), показали значимое отличие МК-лидеров от МК-не-лидеров в повышении значений по шкалам «коммуникативный потенциал» и «моральная нормативность». На втором этапе эмпирического исследования изучались субъективные представления курсантов о качествах, необходимых лидеру учебной группы. С этой целью был проведен опрос курсантов по «Анкете оценки лидерских качеств». Курсантам предлагалось оценить предлагаемые качества по степени их значимости для лидера учебной группы. Перечень качеств был составлен в результате обобщения и группирования различных моделей лидерских качеств и состоял из 28 качеств. Все они были распределены по четырем блокам, представляющим личностную, социальную, организационно-управленческую и профессионально-деятельностную сферы. Всего был опрошен 601 курсант первого—четвертого курсов Сибирского юридического института МВД России. Результаты представлены в таблице 1. Анализ субъективных представлений курсантов показал, что, в целом по всей выборке наиболее важными качествами лидера учебной группы были признаны: «готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности»; «порядочность, честность, справедливость»; «способность организовать взвод на решение поставленной задачи»; «уверенность в себе»; «способность отстаивать интересы коллектива»; «готовность помочь и поддержать в служебной деятельности». При этом изучение ответов курсантов разных курсов показало, что на каждом из этапов обучения востребованы различные лидерские качества. Так, если на первом курсе курсанты выделяют в первую очередь качества, обеспечивающие организационно-управленческую деятельность, то на втором и третьем курсах в большей степени предпочитаемыми становятся качества социального и личностного блоков. Профессионально-деятельностные качества приобрели свою значимость лишь к выпускному курсу. На наш взгляд, это объясняется тем, что на первом курсе во вновь созданных учебных группах актуальны проблемы, связанные с самоорганизацией учебных взводов. Большинство молодых людей 1 Практика оказания психологической помощи курсантам военно-учебных заведений: Методические рекомендации. М.: Министерство обороны Российской Федерации, 1996. Приложение 3. Результаты исследования лидерских качеств... 239 впервые попадают в ситуацию, требующую статусно-должностного подчинения. При этом только что назначенные младшие командиры, сами являющиеся такими же курсантами, еще не имеют достаточных знаний и навыков в области руководства и управления, что и определяет наибольшую востребованность организационно-управленческих и личностных качеств лидера учебной группы. На втором и третьем курсах обучения проблемы компетентности лидера в вопросах руководства и управления частично снимаются и большую значимость приобретают его социальные и личностные качества. Курсанты выпускных курсов близки к началу самостоятельной профессиональной деятельности, проходят практику и, соответственно, возрастает актуальность профессионально-деятельностных качеств. Эти результаты показывают динамику востребованности различных типов лидерства в курсантских группах на различных годах обучения. Так, если на первом курсе в учебных группах более актуальна потребность в организационных лидерах, то на втором и третьем курсах проявляется потребность в эмоциональных лидерах, а на выпускных курсах наиболее востребованными становятся профессиональные лидеры. Это объясняет причины, почему успешные младшие командиры (подготовленные как организационные лидеры) нередко начинают «сдавать свои лидерские позиции» на старших курсах и самоустраняются от управления взводом, если им не удается «освоить» другие типы лидерства. 240 Приложения Приложение 4 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|