Здавалка
Главная | Обратная связь

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КОМАНДИРОВ КУРСАНТСКИХ ГРУПП



Для изучения лидерских качеств командиров курсантских групп было проведено эмпирическое исследование, состоящее из двух этапов. На первом этапе выявлялись личностные детерминанты лидерства МК-лидеров, отличающие их от МК-не лидеров. На вто­ром — изучались субъективные представления курсантов о качест­вах, необходимых лидеру учебной группы. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 846 курсантов, в том числе 245 млад­ших командиров юридических институтов МВД России1.

Результаты исследования показали достоверно значимое отличие МК-лидеров от МК-не-лидеров, о чем свидетельствовало повышение значений по шкалам «экстраверсия», «спонтанность» и «ригидность» и понижение значений по шкале «тревожность» методики «Индиви­дуально-типологический опросник— ИТО» (автор Л.Н.Собчик)2. Усредненные индивидуально-типологические профили МК-лидеров и МК-не-лидеров по методике «ИТО» приведены на рис. 1.

Анализ результатов исследования по методике «Стандартизиро­ванный многофакторный метод исследования личности — СМИЛ» (русскоязычная версия теста MMPI, адаптированная Л. Н. Собчик3) показал достоверно значимое отличие МК-лидеров от МК-не-лиде­ров, состоявшее в повышении значений по 9-балльной шкале опти-мистичности и понижении значений по 2-балльной шкале пессими­стичности. Усредненные профили МК-лидеров и МК-не-лидеров, полученные с помощью методики «СМИЛ», приведены на рис. 2.

Данные, полученные с помощью методики «Многоуровневый личностный опросник — МЛО-адаптивность» (авторы А. Г. Макла-

1 См. подробнее: Евтихов О. В. Развитие лидерских качеств младших командиров
высших образовательных учреждений МВД России. Дис. канд. псих. наук. М., 2006.
С. 78-79.

2 Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М: Институт приклад­
ной психологии, 2001. С. 44-55.

3 Там же. С. 72-115.


Приложение 3. Результаты исследования лидерских качеств...



Рис. 1.Усредненные индивидуально-типологические профили младших

командиров

Рис.2. Усредненные профили младших командиров по методике «СМИЛ»


Таблица 1

 

 

Результаты оценки курсантами значимости лидерски? i. качеств для лидера учебной группы    
Качества 1 курс 2 курс Зкурс 4 курс В целом по выборке
% ранг % ранг % ранг % ранг % Ранг в блоке Общий ранг
Блок личностных качеств
Личностная привлекательность 22,0 21,0 14,8 16,3 18,5
Жизненная активность, целеустремленность, стремление к дости­жению успеха 48,4 36,0 33,5 38,6 39,1
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость 30,0 50,0 40,6 34,5 38,8
Стойкость, решительность, твердость, требовательность 50,8 30,0 29,6 28,4 34,7
Критичность (умение увидеть и выделить недостатки как свои, так и чужие) 25,4 36,2 40,7 35,2 34,3
Дальновидность, умение видеть перспективы и определять при­оритеты 16,0 35,0 35,3 37,4 30,9
Уверенность в себе 52,1 50,6 56,0 45,4 51,0
Блок организационно-управленческих качеств
Умение управлять людьми, мотивировать и стимулировать их на работу 49,0 37,5 38,1 33,2 39,4
Желание и интерес заниматься руководящей работой, стремление к лидерству 16,0 12,0 53,8 32,6 28,6
Способность к планированию как своих действий, так и действий подчиненных 46,0 28,5 41,8 42,4 39,7

 

Гибкость поведения, способность быстро ориентироваться в си­туации и принимать правильное решение 20,0 43,5 47,6 43,2 38,6
Способность организовать взвод на решение поставленной задачи 52,0 49,5 51,8 52,4 51,4
Готовность брать на себя ответственность за принимаемые реше­ния и результаты групповой деятельности 50,0 48,0 71,5 74,2 60,9
Способность отстаивать интересы коллектива 20,0 57,0 55,6 56,3 47,2
Блок социальных качеств
Доброжелательность 20,0 22,5 25,9 24,2 23,1
Коммуникативная компетентность (общительность, умение рабо­тать с людьми и взаимодействовать) 29,6 40,0 37,9 42,1 37,4
Терпимость к людям, способность уважать достоинства других 36,2 49,3 40,8 45,3 42,9
Надежность в отношениях 28,0 31,5 48,1 56,2 40,9
Эмпатия (способность сопереживать другим людям, понимать их чувства) 12,3 13,1 18,3 16,4 15,0
Последовательность в решениях и поступках 16,4 13,3 48,3 36,4 28,6
Порядочность, честность, справедливость 50,2 49,5 81,8 47,1 57,1
Блок профессионально-деятелыюстных качеств
Успешность в учебной деятельности 18,3 16,5 23,4 16,2 18,6
Гибкость, нестандартность мышления. Способность к творческому решению учебных задач 12,8 10,5 22,2 26,4 17,9
Готовность помочь и поддержать в учебной деятельности 14,4 19,5 20,9 12,8 16,9
Успешность в служебной деятельности 18,4 16,5 25,9 48,9 27,4
Стремление к самосовершенствованию в профессиональной сфере 26,3 22,5 42,6 46,4 34,4
Способность к творческому решению профессиональных задач 16,2 15,0 44,6 46,3 30,5
Готовность помочь и поддержать в служебной деятельности 40,3 45,0 44,2 52,6 46,3

238 Приложения

ков, С. В. Чермянин1), показали значимое отличие МК-лидеров от МК-не-лидеров в повышении значений по шкалам «коммуника­тивный потенциал» и «моральная нормативность».

На втором этапе эмпирического исследования изучались субъ­ективные представления курсантов о качествах, необходимых ли­деру учебной группы. С этой целью был проведен опрос курсантов по «Анкете оценки лидерских качеств». Курсантам предлагалось оценить предлагаемые качества по степени их значимости для ли­дера учебной группы. Перечень качеств был составлен в результате обобщения и группирования различных моделей лидерских качеств и состоял из 28 качеств. Все они были распределены по четырем блокам, представляющим личностную, социальную, организаци­онно-управленческую и профессионально-деятельностную сферы. Всего был опрошен 601 курсант первого—четвертого курсов Сибир­ского юридического института МВД России. Результаты представ­лены в таблице 1.

Анализ субъективных представлений курсантов показал, что, в целом по всей выборке наиболее важными качествами лидера учебной группы были признаны: «готовность брать на себя ответ­ственность за принимаемые решения и результаты групповой дея­тельности»; «порядочность, честность, справедливость»; «способ­ность организовать взвод на решение поставленной задачи»; «уверенность в себе»; «способность отстаивать интересы коллекти­ва»; «готовность помочь и поддержать в служебной деятельности».

При этом изучение ответов курсантов разных курсов показало, что на каждом из этапов обучения востребованы различные лидер­ские качества. Так, если на первом курсе курсанты выделяют в пер­вую очередь качества, обеспечивающие организационно-управлен­ческую деятельность, то на втором и третьем курсах в большей степени предпочитаемыми становятся качества социального и лич­ностного блоков. Профессионально-деятельностные качества при­обрели свою значимость лишь к выпускному курсу.

На наш взгляд, это объясняется тем, что на первом курсе во вновь созданных учебных группах актуальны проблемы, связанные с са­моорганизацией учебных взводов. Большинство молодых людей

1 Практика оказания психологической помощи курсантам военно-учебных заве­дений: Методические рекомендации. М.: Министерство обороны Российской Феде­рации, 1996.


Приложение 3. Результаты исследования лидерских качеств... 239

впервые попадают в ситуацию, требующую статусно-должностного подчинения. При этом только что назначенные младшие команди­ры, сами являющиеся такими же курсантами, еще не имеют доста­точных знаний и навыков в области руководства и управления, что и определяет наибольшую востребованность организационно-управленческих и личностных качеств лидера учебной группы.

На втором и третьем курсах обучения проблемы компетентности лидера в вопросах руководства и управления частично снимаются и большую значимость приобретают его социальные и личностные качества.

Курсанты выпускных курсов близки к началу самостоятельной профессиональной деятельности, проходят практику и, соответст­венно, возрастает актуальность профессионально-деятельностных качеств.

Эти результаты показывают динамику востребованности различ­ных типов лидерства в курсантских группах на различных годах обучения. Так, если на первом курсе в учебных группах более акту­альна потребность в организационных лидерах, то на втором и треть­ем курсах проявляется потребность в эмоциональных лидерах, а на выпускных курсах наиболее востребованными становятся профес­сиональные лидеры. Это объясняет причины, почему успешные младшие командиры (подготовленные как организационные лиде­ры) нередко начинают «сдавать свои лидерские позиции» на старших курсах и самоустраняются от управления взводом, если им не уда­ется «освоить» другие типы лидерства.


240 Приложения

Приложение 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.