ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Понятие личности
В научной литературе слова «личность» и «человек» часто употребляются как взаимозаменяемые. Это является следствием того, что понятия, обозначаемые этими терминами, тесно связаны между собой и самым существенным образом дополняют друг друга. Однако эти слова не являются синонимами. Между понятиями «личность» и «человек» имеется большая разница. Под словом «человек» обычно понимается живое существо, обладающее такими признаками, которые позволяют отличать людей от других живых существ. «Личностью» же именуется человек как носитель определённых социальных свойств. В последнем случае обращается внимание главным образом на те признаки, которые отличают его от других людей[4]. Понятие личности и возникло в результате стремления выразить общественное содержание человеческой жизни. Правильное разграничение понятий «личность» и «человек» дается, на наш взгляд, В.П. Тугариновым. Он видит их различие в трех отношениях: а) человек есть цельность, а личность — его часть, компонент человека; б) человек есть всегда понятие биосоциальное, а личность есть общественная сторона человека, совокупность тех свойств человека, которые вырабатываются в нем в процессе общественного развития; в) человек есть материальный носитель личности, а личность выражает совокупность общественных свойств человека[5].
Таким образом, самым общим определением личности будет определение ее как совокупности социальных свойств человека. Но такое общее определение мало помогает науке. Личность — сложное социальное явление. Она характеризуется множеством разнообразных свойств. Одни из них имеют социальную природу (например, признаки, определяющие должностное положение лица), другие, являющиеся также социальными свойствами человека, имеют биологическую или психологическую основу (например, потребности, положительные и определенные отрицательные стороны темперамента и т.п.). Представляя собой сложное социальное образование, личность является объектом изучения различных наук. Каждая из них исследует те ее свойства и отношения с другими явлениями, которые составляют предмет исследования данной отрасли знания. В последние годы проблема личности привлекла к себе пристальное внимание многих ученых-философов, социологов, юристов, психологов и др. Высказанные ими сображения часто были направлены на то, чтобы дополнить, изменить или заменить утвердившееся в философии представление о личности как совокупности общественных отношений. Ни одно из предложенных определений не получило значительной поддержки в научной литературе. Основной причиной этого, по нашему мнению, является то, что авторы указанных определений пытались дать лишь универсальное понятие личности, в равной мере пригодное для всех отраслей знания, занимающихся её изучением. В такие универсальные определения личности, наряду с чисто социальными признаками, стали заключаться психологические и даже биологические свойства человека. Некоторые же авторы стали определять личность лишь через категории психической жизни[6]. Известный советский психолог К.К. Платонов пришел выводу, что высказывание К. Маркса о сущности человека как совокупности общественных отношений многими авторами понимается односторонне, следствием чего является игнорирование других свойств и сторон личности. «Подобная односторонняя и, следовательно, метафи-
зическая трактовка высказывания Маркса неправомерна, — пишет он. — Родившись в прогрессивной борьбе с биологизаторским понимаем личности, такие трактовки приводят к ее социологизированию. При таком понимании ни темперамент, ни, например, музыкальность не являются чертами личности, поскольку они не являются общественными отношениями»[7]. К.К. Платонов предложил свое определение личности. Личность, по его мнению, — это человек, как носитель сознания[8]. Ошибка Платонова заключается в том, что он не разграничивает двух понятий личности — психологического и социологического. Любое понятие только тогда является правильным, когда оно определяется признаками одного и того же класса. На это специально обратил внимание Е.К. Войшвилло, автор монографического исследования проблем понятия. Понятием, — пишет он, мы называем «мысль, представляющую собой результат обобщения (и выделения) предметов или явлений того или иного класса по более или менее существенным... признакам». И далее: «Обобщение достигается за счет отвлечения от всех индивидуальных особенностей предметов или тех или иных групп предметов в пределах данного класса»[9]. На этом основании мы вправе сделать вывод, что и определение понятия личности должно включать в себя
признаки одного и того же класса. Однако личность как совокупность общественных свойств человека включает всебя признаки различных классов. Одни из них обладают социальной основой, другие биологической или психологической. Последние также имеют социальное значение, но закономерности их развития и проявления имеют биологический и психологический характер. Поэтому свойства человека, представляющие собой общественные отношения, не могут относиться к одному классу с его биологическими и психологическими особенностями. Но, как подробней будет сказано ниже, биологические и психологические особенности могут выражать отношения между людьми, в частности, отношения сходства, различия и др., поэтому их можно в определенном смысле также рассматривать как общественные отношения. В этом своем качестве они могут включаться в одну группу с другими общественными отношениями, составляющими содержание личности человека. При этом они становятся объектом изучения социологических наук. Однако как явления, функционирование и развитие которых подчиняется биологическим и психологическим законам, эти имеющие социальное значение особенности человека исследуются биологией и психологией. Поэтому мы считаем необходимым выделение трех понятий личности — социологического, психологического и понятия, основанного на биологических свойствах человека. Такое разграничение понятий будет находиться в полном соответствии с предметами этих наук. Если предметом марксистской социологии является, в частности, «исследование... закономерностей становления и развития социальных отношений людей, различных форм их социального взаимодействия»[10], то предметом психологической науки является человеческая психика как функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности[11]. Поскольку определенные биологические особенности человека (пол, динамика нервных процессов и др.) также имеют социальное значение, их социальное содержание может составить самостоятельное понятие личности. Однако некоторые из них приобретают общественное значение лишь в классово-антагонистическом обществе. Так, в условиях социализма цвет кожи не имеет значения для социальной характеристики человека, но в буржуазных странах (ЮАР, США и др.) в связи с существованием определенных классовых отношений он имеет в определении общественного положения человеке колоссальное значение. Что представляет собой психологическое понятие личности? Попытка определить личность через психологические категории была предпринята К.К. Платоновым. По его мнению, структуру личности составляют: 1) социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, интересы, простейшие потребности); 3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычек); 4) индивидуальные особенности различных психических процессов[12]. Предложенная К.К. Платоновым структура личности была подвергнута обоснованной критике. Как отметил В.С. Мерлин, концепция К.К. Платонова представляет собой, по существу, распространенную в англо-американской литературе теорию факторной структуры личности, которая не дает возможности раскрыть ее действительную структуру и закономерности формирования[13]. Мы не ставим перед собой задачу дать полное определение психологического понятия личности. Это дело специалистов в области психологической науки. Но уже имеющиеся достижения советской психологии позволяют утверждать, что центральное и определяющее положение в психологическом содержании личности занимают сложившиеся в сознании человека отношения к различным
сторонам объективной действительности, в частности, отношения к людям, к коллективу, к труду, к самому себе, к личной и общественной собственности и т.д. Содержательная сторона этих устойчивых психических отношений определяет социальную направленность поведения человека и его роль в обществе. Представление о личности как совокупности устойчивых психических отношений уже выдвигалось в советской психологической литературе. Так, в частности, А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев, отметив, что каждый человек характеризуется типичными чертами отношений к объективной, прежде всего общественной, действительности, писали, что эти отношения представляют собой суть его личности, содержание его характера[14]. В другой работе А.Г. Ковалев также проводит эту мысль: «Личность, будучи продуктом, а лучше сказать — интегральным выражением общественных отношений, сама проявляет и характеризует себя своими отношениями. Существенными отношениями личности являются отношения к обществу и людям, собственным обязанностям — общественным и трудовым, качествам собственной личности. Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, ее жизненную позицию в обществе, в коллективе»[15]. Аналогичное соображение высказывает и В.С. Мерлин: «Будем понимать под личностью отраженную в сознании и поведении систему отношений к окружающей действительности»[16]. Отношения человека к окружающей действительности находят внешнее проявление в его действиях. Человеческие действия — это тоже своего рода отношения между людьми. Они имеют свою субъективную и объективную сторону. Однако ни той, ни другой стороной они
не входят ни в психологическую, ни, как мы покажем позднее, в социологическую структуру личности. Хотя устойчивое психическое отношение к объективной действительности (его часто именуют личностным отношением) в процессе совершения действия конкретизируется в индивидуально-определенное психические отношение к тому или иному объекту внешнего мира, это индивидуально-определенное отношение не является продолжением личностного отношения или его составной частью. Личностное отношение — это устойчивое отношение, закрепившееся в сознании человека, если не навсегда, то, как правило, на длительный срок. Напротив, индивидуально-определенное отношение имеет кратковременный характер и вместе с физическими признаками действия может служить лишь показателем, критерием существования личностного отношения. Таким образом, далеко не все отношения человека к различным явлениям общественной жизни являются составными частями психологической структуры личности, а лишь устойчивые, личностные отношения. Ведь структура явления — это «закономерная, устойчивая связь и взаимоотношение частей и элементов целого, системы»[17]. Перейдем теперь к социологическому понятию личности. Широко известна марксистская формула, гласящая, что личность есть совокупность общественных отношений. Предпринимаемые иногда попытки отказаться от нее или изменить ее вызываются, на наш взгляд, в значительной степени тем, что их авторы суживают понятие общественных отношений, вследствие чего рассматривают их лишь как отношения, возникающие в результате той или иной человеческой деятельности. Марксистское определение личности как совокупности общественных отношений, по нашему мнению, может быть правильно понято лишь на основе учения диалектического материализма о соотношении категорий «вещи», «свойства», «отношения».
Диалектический материализм учит, что все явления объективного мира находятся в определенных, качественно различных отношениях между собой. «Подобно тому, как вещь не существует без свойств, делающих ее именно данной вещью, точно так же она не существует и сама по себе, вне отношений с другими вещами. Нельзя изолировать вещь от отношений. Изменение отношений изменяет и саму вещь. Это является следствием того, что вещь обладает свойствами, представляющими собой способ отношения этой вещи к другим. Вот поэтому наука изучает предметы лишь в их отношении друг к другу»[18]. В связи с тем, что всякая наука изучает явления объективного мира лишь в их отношениях друг к другу, задача социологического определения личности заключается в том, чтобы выяснить свойства человека и те отношения его с окружающими людьми, которые составляют социальное содержание человеческой жизни. Эти отношения, являясь общественными отношениями, составят содержание человеческой личности. Свойство — это «сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними»[19]. Отношения представляют собой, как указывает А.И. Уемов, автор монографии «Вещи, свойства и отношения», то, что образует вещь из данных элементов. «Этими элементами, — пишет он, — в свою очередь могут быть свойства или другие вещи»[20]. Одно из важнейших положений марксистской диалектики состоит в том, что она отрицает какие-либо основания для противопоставления свойств и отношений. Более того, диалектический материализм исходит из того, что
свойство, поскольку оно определяется не только вещью, которую характеризуют, но и другими вещами, само является отношением. С другой стороны, и отношение может рассматриваться как свойство, так как характеризует те вещи, между которыми существует[21]. Поэтому есть все основания определять личность как совокупность отношений между людьми, т.е. общественных отношений. Человек представляет собой неразрывное единство физических свойств и свойств сознания. Поэтому человеческая личность выражается в совокупности отношений, обусловленных как теми, так и другими свойствами человека. Являясь объективной характеристикой человека, личность выступает в качестве критерия, по которому общество судит о его месте и роли в общественной жизни. Ценность же человека определяется не столько физическими данными, сколько духовными качествами, так как именно они определяют его поведение в обществе. В числе духовных свойств устойчивые психические отношения к различным сторонам объективной действительности представляют собой определенные человеческие качества, которые отличают одних людей от других или, напротив, придают им сходство. Поскольку эти свойства определяются не только особенностями данного конкретного человека, но и наличием или отсутствием этих свойств у других людей, их существование порождает определённые общественные отношения, имеющие социологический характер. Отношения этого рода входят в качестве составной части в социологическое содержание личности. Точно так же должен быть решен вопрос и о включении в социологическое понятие личности физиологических особенностей человека, в частности таких, как темперамент и музыкальность, которые, как мы видели из уже приведенной цитаты, К.К. Платонов считает возможным отнести к чертам личности в качестве биологических категорий. Конечно, темперамент, как и музыкальность, имеет биологическую природу. Но мы говорим о темпераменте
гр-на А. как холерическом, потому что существует гр-н Б. с темпераментом сангвиника, гр-н В. с темпераментом меланхолика и т.д. Если бы у всех людей был одинаковый темперамент, то выделять его как особенность конкретного человека было бы бессмысленно. Но мы выделяем темперамент человека, в частности, потому, что темперамент индивидуализирует данного человека или придает ему сходство с другими людьми, т.е. тоже выражает определенное отношение между людьми. И именно как отношение, а как отношение между людьми оно является общественным отношением, темперамент включается в социологическое понятие личности. Биологическая основа темперамента оказывается за его пределами. Таким же образом можно представить (как отношение) и музыкальность, и другие свойства человека, имеющие биологическую природу. Поэтому доводы К.К. Платонова не могут поколебать социологического представления о личности как совокупности общественных отношений. Физические и духовные свойства в своей совокупности могут создавать свойства с новым качественным содержанием. Так, например, такое качество, как доблестный воин, обычно предполагает соединение определенных физических данных, мыслительных способностей человека, военной подготовки, смелости, находчивости, высокого уровня сознания и др. Образованное в результате такого соединения свойство с новым качественным содержанием выражает новые общественные отношения. Новые свойства могут создаваться в результате самого разнообразного соединения свойств. Каждый раз возникают соответствующие общественные отношения. Их комбинации способны приводить к образованию комплексов, которые также могут рассматриваться как свойства человека, в свою очередь, порождающие новые общественные отношения. Например, отношения, вытекающие из общности территории, экономической жизни, психического склада, языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии культуры, включают человека в состав определенной нации. Принадлежность к ней, т.е. определенное свойство человека, ставит его в соответствующие отношения с людьми другой национальности и своей собственной.
В связи с тем, что многие свойства личности проявляются и возникают только в результате совершения человеком действий или системы действий, то последние могут рассматриваться в качестве социальных фактов, порождающих новые общественные отношения. Эти отношения также входят в социологическое содержание человеческой личности. Так, вступление в брак приводит к появлению семейных отношений, которые наполняют содержание личности положением отца, мужа и т.д. Окончание учебного заведения индивидуализирует субъекта как человека, имеющего определенное образование. Перечень таких явлений может быть продолжен. Все те отношения, которые вызваны к жизни существованием различных человеческих свойств, образуют различные социальные положения индивида, положение отца, мужа, члена общественной организации, должностного лица, военнообязанного, ответчика, свидетеля, обвиняемого и т.д. Эти социальные отношения (позиции, статусы) составляют первую группу общественных отношений, входящих в структуру социологического содержания личности. Вторую группу отношений, составляющих социологическое содержание личности, образуют отношения, выражающие динамический аспект социального положения индивида. Эти отношения в работах многих западных социологов (Т. Сабина, Т. Парсонса, Р. Линтона, Г. Олпорта, Р. Дарендорфа и др.) получили наименование социальных ролей. Этой терминологией пользуются и некоторые советские ученые (И.С. Кон, Е.С. Кузьмин Л.П. Буева и др.)[22].
Мы, однако, не можем согласиться с И.С. Коном и Е.С.Кузьминым, когда они вслед за рядом западных социологов пытаются определить социальную роль как образ поведения, ожидаемый от лица, занимающего ту или иную позицию[23]. Понятие социальной роли должно быть раскрыто через ее объективные признаки и не может ставиться в зависимости от того, как воспринимают возможное поведение окружающего лица. Правильнее было бы определить социальную роль как образ объективно вероятного поведения человека, который, конечно, может правильно или неправильно осознаваться другими людьми. О характере социальной роли можно судить по предшествующим действиям лица, по условиям, в которых, оно находится, и другим обстоятельствам. Если же мы поставим понятие социальной роли в зависимость лишь от оценки возможного поведения окружающими лицами, то оно потеряет всякую научную ценность. Необходимо также иметь в виду, что мы говорим о социальной роли как о составной части личности. В этом смысле социальная роль человека и роль личности в общественной практике — не однозначные понятия. В первом случае имеется в виду содержание личности, во втором — человеческая деятельность. Содержание личности составляют общественные отношения, которые могут и не иметь материального выражения. Деятельность же, хотя и представляет собой конкретное отношение к той или иной стороне объективной действительности, выступает в качестве конкретного акта или совокупности актов, ограниченных во времени и таким образом лишенных характера личностного свойства, которое всегда является устойчивым. Как конкретное психическое отношение к какому-либо результату отдельного поступка не является свойством психологического содержания личности, так и отдельное действие не является составной частью социологического содержания личности. Кроме того, рассмотрение социальной роли, являющейся составной частью личности, как деятель-
ности человека, привело бы к наложению понятий личности и человеческой практики. Такая подмена этих понятий может нанести лишь вред науке. В области науки уголовного права она может привести к отказу от изучения личности преступника и сосредоточению всего внимания лишь на характере преступной деятельности. Вот почему мы не можем согласиться с Л.П. Буевой, которая считает, что составляющая систему личности совокупность социальных ролей с объективной стороны выступает как формы ее социальной деятельности в общественной практике[24]. Таким образом, определение социальной роли человека требует установления двух моментов: 1) характера будущего поведения в данной позиции и 2) вероятностиэтого поведения. При этом имеется в виду социальная направленность поведения на тот период, пока лицо занимает данное социальное положение. Поскольку социальных позиций у лица может быть много, то, естественно, много может быть и социальных ролей. Характер составляющих личность общественных отношений в конечном счете определяется совокупностью всех отношений, утвердившихся в том или ином обществе. Указанная совокупность представляет собой то главное, основное, что определяет содержание человеческой личности, и в то же время является основанием для наиболее значительных изменений, происходящих в ней завремя ее существования. Поэтому совокупность утвердившихся в обществе отношений составляет социальную сущность человека. Именно это, по нашему мнению, дало основание К. Марксу в «Тезисах о Фейербахе» писать: «...Сущность человека не есть абстракт, присущей отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[25].
В совокупность, о которой писал К. Маркс, входят разные общественные отношения. Одни из них обусловливают другие. Наиболее определяющими среди них являются производственные отношения. В своей совокупности они составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания[26]. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. Поэтому положение личности в обществе определяется тем, в каком отношении находится человек к средствам производства. Этим объясняется, в частности, коренная противоположность личности буржуа и пролетария в капиталистическом обществе.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|