Антиобщественное личностное отношение — причина возникновения общественной опасности личности
а. Понятие, структура и содержание пережитка прошлого в сознании человека
Одно из основных положений советской криминологической науки заключается в признании главной причиной существования преступности в нашей стране наличия пережитка прошлого в сознании части советских людей. К сожалению, в течение длительного времени изучению пережитков прошлого, как источнику совершения преступных действий, в юридической литературе необходимого внимания не уделялось. Однако в последние годы сделаны первые попытки серьезно подойти к изучению этой проблемы. При этом были поставлены два вопроса, без разрешения которых немыслимо дальнейшее продвижение вперед. Первый вопрос — только ли пережитки прошлого являются внутренним источником совершения преступных действий? Второй — в каких явлениях человеческого сознания выражается содержание пережитков прошлого? Отвечая на первый вопрос, некоторые авторы пришли к выводу, что некоторые формы антиобщественного поведения порождаются особенностями человеческого сознания, которые нельзя отнести к пережиткам прошлого, поскольку они относятся к явлениям социальной жизни, появившимся лишь с возникновением социалистического способа производства. Так, Д.Г. Процкая считает причинами совершения антиобщественных поступков и преступлений не только пережитки прошлого, но и несоответствие социалистических по происхождению, взглядов но-
вым условиям и потребностям социалистического труда[73]. По мнению Н.А. Стручкова, к причинам преступности нужно отнести, кроме пережитков, неверные взгляды, явившиеся результатом неправильного понимания социалистических отношений и идей[74]. При ответе на второй вопрос было высказано мнение, согласно которому содержание пережитка прошлого, порождающее совершение преступных действий (авторы, правда, не называют источник преступления пережитком, но, как видно из их дальнейших рассуждений, имеют в виду именно его), выражается в искажении индивидуального правового сознания, которое может захватить как правовое мировоззрение субъекта, так и его правовую психологию[75]. Прежде чем дать оценку приведенных ответов на указанные вопросы, необходимо отметить, что пережитки прошлого отличаются друг от друга не только по своим простейшим структурным свойствам (понятие, представление и т.д.), как это обычно утверждается в нашей литературе[76], но и более сложными структурными качествами. Понятия, представления и т.п., конечно, могут быть явлениями пережиточного характера, но это самые первоначальные и наиболее простые пережитки прошлого в сознании человека. Сами по себе они никогда не порождают ни антиобщественного, ни какого-либо другого поведения. Для того, чтобы было совершено какое-либо действие, необходимо еще одно очень важное опосредствующее звено, которое является необходимой предпосылкой и преступного поведения. Это звено представляет со-
бой более сложное структурное образование в духовной жизни человека, чем понятие, представления и т.п. Это синтез понятий и представлений с имеющими социальный характер психологическими свойствами личности, ее социальными потребностями, чувствами и т.д.; он выражается в отношении человека к различным сторонам общественной жизни. Отношение может выступать в виде кратковременной психической реакции человека на конкретные обстоятельства объективной действительности. Такого рода отношение возникает непосредственно перед осуществлением человеческого поведения и сопровождает его в процессе совершения действий. Но есть и другого рода отношение — отношение, являющееся особенностью личности человека, чертой его характера. Это устойчивое психическое образование, также обладающее определенным смысловым содержанием. Как указывает В.Н. Мясищев, изучая человека с позиций его отношений, мы не можем оторваться от его содержательных связей с окружающей действительностью. «Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объекта. Психология отношений может быть только содержательной психологией»[77]. Отношение является отражательной реакцией человека на объективную действительность. В результате взаимодействия личности с внешним миром у него вырабатывается устойчивое отношение к различным общественным явлениям. Это отношение может закрепиться в виде принципа ответных психологических реакций человека на определенные явления окружающей жизни, который может стать чертой его характера, особенностью его личности. В этом смысле говорят о корыстном отношении человека к общественной и личной собственности, о ревнивом характере, скупости и т.п. Такого рода отношения бывают более и менее устойчивыми. Одни из них становятся чертами характера, другие такого значения не получают. Но те и другие яв-
ляются такими пережитками прошлого в сознании человека, которые могут сыграть решающую роль в определении антисоциальной направленности его поведения. Происходит это вследствие того, что устойчивые личностные отношения проявляются через относительно кратковременные индивидуально-определенные психические отношения, которые по этой причине также могут отличаться антисоциальным характером. Содержанием пережитков прошлого является индивидуализм[78], который может проявляться в различных видах (корыстном отношении к социалистической собственности, карьеризме и т.п.). Форма пережитков выражается в определенных взглядах, представлениях и понятиях. Степень конкретности содержательной стороны индивидуалистического отношения может быть различной. Наибольший размер она получает в тех случаях, когда пережиток проявляется в психическом отношении лица к обстоятельствам индивидуально-определенного поведения. Она уменьшается по мере перехода конкретного психического отношения в личностное. Наименьшую степень конкретности пережиток прошлого получает в черте характера. Индивидуализм может проявиться в различных областях общественной жизни. Он может относиться к таким явлениям объективной действительности, которых не было в эксплуататорском обществе и которые появились лишь после утверждения социалистического способа производства (выполнение плана на социалистическом предприятии, оплата труда в колхозе и т.п.). Поэтому индивидуалистическое отношение может выражаться в таких взглядах и представлениях, которых в эксплуататорском обществе не могло быть. Но это не значит, что антиобщественное поведение в этом случае порождается обязательно отставанием социалистического сознания от социалистического бытия или неправильным пониманием социалистических общественных отношений, как это пола-
гают Д.Г. Процкая и Н.А. Стручков. Так, например, перевыполнение плана на социалистическом предприятии за счет резкого снижения качества выпускаемой продукции осуществляется часто из карьеристских соображений, представляющих собой, как это давно известно, разновидность индивидуализма. Ошибка авторов, отстаивающих критикуемую точку зрения, состоит в том, что они смешивают форму пережитка прошлого с его содержанием. Сходную ошибку допускают, на наш взгляд, И.И. Карпец и А.Р. Ратинов. Правильно обращая внимание на зависимость социальной направленности человеческого поведения от индивидуального правосознания, они в то же время совершенно необоснованно рассматривают искажение правового сознания в качестве определяющей причины совершения преступных действий. И.И. Карпец и А.Р. Ратинов не учитывают, что правовые взгляды являются производными от понятий и представлений, а также иных компонентов, составляющих социальное содержание отношений человека к различным сторонам окружающей действительности. Если происходит искажение правосознания отдельных людей, то ведь оно чем-то обусловлено. Ссылка на влияние той части общественного правосознания, которая сохранилась от прошлого или перенесена извне, мало что даст, так как неспособна объяснить возникновение тех правовых взглядов, которые касаются явлений общественной жизни, появившихся после утверждения социалистического способа производства. Поэтому отсталые граждане в нашей стране могут иметь такие правовые взгляды, которых не было и не могло быть при капитализме. И если они все-таки существуют в сознании человека, то это в конечном счете обусловлено индивидуалистическим отношением людей к явлениям общественной жизни, которое уходит своими корнями в недра эксплуататорского общества. Утверждения авторов, что только искажением правосознания можно объяснить, «почему один индивидуалист, карьерист, стяжатель, развратник и т.д. совершает преступление, а другой избирает ненаказуемые пути
удовлетворения своих антиобщественных тенденций»[79], также нельзя признать убедительными. Невозможно установить обязательную пропорциональную зависимость между характером искажений правового сознания и характером совершенного лицом деяния. Лицо может обладать таким правосознанием, которое свойственно той или иной категории преступников, и тем не менее совсем не совершить никакого антиобщественного поступка или совершить правонарушение, не являющееся уголовно наказуемым. Это может явиться следствием того, что лицо находится в условиях, не позволяющих совершить преступление, или оно видит иные пути удовлетворения своих потребностей, или боится быть подвергнутым уголовному наказанию в результате общепредупредительного воздействия уголовной ответственности. Возможна и иная ситуация: лицо не обладает правосознанием, характерным для преступников, и, несмотря на это, совершает преступное деяние. Так нередко бывает при неосторожных преступлениях, а также при совершении преступления лицом, которое не знало об издании закона, предусмотревшего уголовную ответственность за действия, которые ранее не признавались преступными. Пережиток прошлого выражается прежде всего интеллектуальной стороной отношения. Это отношение вызывается к жизни определёнными потребностями человека и включает в себя его чувства, эмоции и волевую готовность лица к определенного рода деятельности. Поэтому структуру пережитка прошлого образуют не только элементы интеллектуального характера, но и некоторые психологические свойства личности. Потребности человека, его чувства и направленность воли имеют ярко выраженный социально-психологический характер. Вместе с тем мы легко можем обнаружить в них не только социально-психологическое содержание, но и физиологический механизм его проявления. Без него психическая жизнь человека была бы невозможна. На основании изложенного мы приходим к выводу, что структуру пережитка прошлого составляют, во-первых,
социально-нравственное содержание личностного отношения; во-вторых, его социально-психологическое содержание, и, в-третьих, физиологический механизм этого отношения. Все эти структурные элементы пережитка самым тесным образом связаны друг с другом и в отрыве друг от друга фактически не могут существовать.
* * * Индивидуализм — социально-нравственное содержание пережитка прошлого. Онформируется под воздействием эксплуататорских общественных отношений. Характерные для эксплуататора индивидуалистические взгляды и представления становятся субъективными моделями тех взаимоотношений между людьми, которые господствуют в буржуазном обществе, откуда они моделируются в сознании людей, живущих в условиях социализма. Это моделирование осуществляется посредством различного рода информации (печать, радио, художественные произведения и т.п.). Одним из источников проникновения ее в сознание человека являются, в частности, конкретные поступки других людей, в том числе преступления, в которых индивидуалистические взгляды и представления являются как бы закодированными. Часто приходится сталкиваться с упрощенным представлением, будто идеи и взгляды, обнаруженные лицом, подвергшимся влиянию буржуазной идеологии, были обязательно получены ими в том же самом виде, в каком затем выражены. Однако так бывает далеко не всегда. Здесь мы сталкиваемся с явлениями, подобными тем, которые в теории информации получили название изоморфизма и гомоморфизма. Индивидуализм может проявиться и выразиться в различных формах, в самых разнообразных видах человеческих отношений — в имущественных, личных, семейных, служебных и др. Независимо от того, в какой форме будет моделироваться индивидуализм в сознании воспринимающего лица, он может закрепиться в нем применительно к другому виду человеческих отношений. Это в большей степени определяется прошлым опытом лица
и конкретной ситуацией восприятия получаемой информации. Так, лицо может быть подвергнуто влиянию индивидуализма, выраженному в области имущественных отношений, а проявить его после того, как он будет воспринят в области семейных отношений, служебных и др. Индивидуализм можно представить как определенную структуру отношения человека к окружающим лицам, к обществу. При передаче информации по различным каналам структура, исходящая от одного лица, может полностью соответствовать структуре, воспринятой другим лицом, хотя проявиться они могут в различных общественных отношениях. Такое соотношение структур характерно для изоморфизма. Так, при рассмотрении дела несовершеннолетнего З., совершившего в состоянии опьянения хулиганский поступок, выяснилось, что он воспитывался в крайне неблагоприятных условиях. Проживая с матерью и отчимом, он являлся свидетелем частых выпивок в семье, иногда сам принимал в них участие. Эти выпивки нередко заканчивались скандалами и драками, которые беспокоили соседей и прекращались только после их вмешательства. Есть основание думать, что проявившиеся в поведении З. антисоциальные особенности его сознания были восприняты им от матери и отчима, которые сами совершали аналогичные действия. Но возможно и другое соотношение структур. Лица, сознание которых заражено пережитками прошлого, отличаются по своему развитию, образовательному уровню, жизненному опыту и т.д. Поэтому система индивидуализма, присущая одному лицу, может быть более простой, более абстрактной, чем соответствующая система у другого лица. Подобное соотношение структур свойственно гомоморфизму, представляющему собой более общий случай изоморфизма. Оно наблюдается, в частности, тогда, когда преступления совершаются лицами, находящимися под влиянием агитации другого, более образованного и развитого в умственном отношении лица. Каким образом индивидуалистическое отношение к окружающим переносится лицом из одной сферы жизненных отношений в другую? Индивидуализм воспринимается людьми в результате их взаимодействия с антиобщественными элементами объективной действительности.
В процессе такого взаимодействия в сознании лица образуется модель конкретного взаимоотношения между людьми, одна из сторон которого проявила индивидуалистическое отношение к другой. Эта модель представляет собой схематическое отражение действительности, центральное место в котором занимает отношение между людьми. Познающий субъект воспринимает индивидуалистическую логику этих отношений, в связи с чем психологический аспект познания действительности соединяется с ее логическим анализом. Наряду с этим сознание человека обладает способностью абстрагировать и закреплять те элементы познаваемой действительности, которые указываются с системой потребностей, чувств и другими психологическими свойствами личности. В результате в сознании человека может закрепиться характер индивидуалистического отношения, способный проявиться в различных областях его взаимоотношений с другими людьми или обществом. В случае реализации этой возможности логика индивидуалистического отношения оказывается перенесенной из одной сферы общественных отношений в другую. Таким образом, индивидуализм, воспринятый лицом в одной области общественных отношений, может проявиться в действиях, совершенных в другой их области. Мы стремимся изжить пережитки прошлого. Но изжить пережиток — это не значит просто разрушить сложившееся отношение, искоренить потребности, подавить чувства и т.д. Изжить пережиток — значит искоренить индивидуалистический характер этого отношения. Правильность этого утверждения можно доказать целым рядом примеров. Одним из пережитков прошлого является корыстное отношение к общественной и личной собственности. Порицая этот пережиток, мы осуждаем не стремление лица к улучшению своего материального благосостояния. Напротив, социалистическое руководство обществом предполагает использование принципа материальной заинтересованности. Мы добиваемся только того, чтобы это стремление было удовлетворено собственным трудом индивида, его количеством и качеством, а не за счет общества или других людей. Под корыстными побуждениями
мы понимаем стремление к такой имущественной выгоде, которая получается за счет чужого труда. Корыстное отношение выражает паразитическую направленность личности. В числе пережитков прошлого часто называют ревность. Ревность — это не просто чувство, это и более широкое отношение человека к другому лицу. Не все в этом отношении мы можем оценивать отрицательно. Зло, как справедливо заметил В.П. Тугаринов, заключается в частнособственнических проявлениях ревности[80]. Оно заключается в ее индивидуалистическом содержании, в стремлении причинить вред лицу, которое вызвало чувство ревности. Именно это индивидуалистическое содержание мы должны изжить в человеке. Едва ли оправданным было бы ставить задачу изжить всякие переживания, вызванные уходом любимого человека. Человек всегда будет испытывать в таком положении горе и острые переживания, и, по нашему мнению, неправильно представлять себе человека будущего как обладающего в таких случаях только положительными эмоциями и чувствами. Месть, как чувство, также не всегда может рассматриваться в качестве пережитка прошлого. Это чувство подлежит отрицательной оценке только в соединении с другими, причем, определенными элементами отношения. Их сочетание должно отражать индивидуалистический характер отношения. Месть есть действие в оплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь[81]. Но применяемое советскими судами наказание к преступникам в определенном смысле есть тоже возмездие, хотя этим и не исчерпывается. Давно обнаружила свою несостоятельность и теория непротивления злу. Поэтому отношение, лишенное индивидуалистического содержания, даже если одной из детерминант его явилось чувство мести, не может рассматриваться в качестве пережитка прошлого. Но индивидуалистическое содержание отношения
может обусловливаться другими его компонентами, например, представлениями субъекта, будто только он сам лучше и быстрее может восстановить справедливость, будто только он может правильно оценить поступок другого лица, был справедливым и т.д. Само чувство мести в сочетании с другими элементами отношения может рассматриваться даже в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. На это уже давно обратил внимание М.Д. Шаргородский применительно к случаям убийства в период Отечественной войны изменников, выдававших фашистским бандитам советских людей[82]. Наконец, зависть также оценивается в зависимости от социального содержания психического отношения в целом. Советский журналист Крюков правильно предлагает различать плохую зависть и хорошую. Он призывает воспитывать зависть, которая не мешает от души поздравить товарища с успехом, помогает стать лучше, возбуждает похвальное стремление не отставать от впереди идущих. «Надо завидовать! — пишет он, — завидовать тому, кто сумел отстоять революцию, кто строил Магнитку, кто с последним шагом жизни своей сумел стать Матросовым, кто покорял целину, кто написал хорошую книгу, кто сегодня обогнал тебя в работе, кто просто умеет приносить радость людям»[83].
* * * В чем заключается социально-психологическое содержание индивидуалистического личностного отношения? Ответ на этот вопрос помогает найти теория установки, разработанная грузинскими психологами школы Д.Н. Узнадзе. Согласно этой теории установка на волевое поведение образуется в результате соединения потребности с определенной ситуацией ее удовлетворения. При этом ситуа-
ция удовлетворения потребности определяется в категориях мышления[84]. Индивидуалистическое поведение, как и любое другое сознательное действие человека, порождается в результате соединения актуальной потребности с мыслимой ситуацией ее удовлетворения[85]. Следовательно, корни
индивидуализма находятся в сфере потребностей человека или тех его психических свойств, которые участвуют в разработке ситуации удовлетворения потребностей. У разных людей — различные комплексы потребностей, причем эти потребности имеют различную силу и выражение. Индивидуализм порождается главным образом гипертрофированным развитием потребностей своего «я». Он может явиться следствием отсутствия или недостаточ-
ного развития других потребностей, потребностей, в которых заинтересовано общество. Наконец, у некоторых людей встречаются потребности, имеющие явно эгоистический, аморальный характер. Ситуация удовлетворения потребностей вырабатывается в процессе мышления. На результат этого процесса решающее влияние оказывает мировоззрение человека, активной силой в котором являются его общественные (антиобщественные) потребности. Когда у лица вырабатывается установка на совершение преступления или иного антиобщественного проступка, актуальная потребность, под непосредственным воздействием которой она возникает, может и не относиться к числу потребностей, имеющих с точки зрения социалистической морали отрицательный характер. Если, например, у человека появилась потребность в приобретение какой-либо вещи, то сама по себе эта потребность отрицательной оценке не подлежит. Но для того, чтобы ее удовлетворить, ему приходится обдумывать и оценивать различные варианты своего поведения, и, если он приходит к выводу о целесообразности прибегнуть к преступному способу удовлетворения своей потребности, то у него возникает установка на антиобщественное поведение. Ее антисоциальный характер вызывается теми потребностями (или сочетанием потребностей), которые вошли в качестве составной части в мировоззрение человека. Установка выражает готовность лица к определенного рода деятельности. Поэтому она является результатом его психического отношения к характеру намеченного действия и его последствиям. Осознание характера поведения и его последствий означает осознание и того воздействия, которое окажет поведение на интересы общества и других лиц. Это позволяет сделать вывод, что психические процессы, происходящие в сознании человека в момент возникновения установки, в своей совокупности выражают его отношение к окружающим людям и обществу. Следовательно, индивидуалистическое отношение к ним проявляется в момент образования установки и, конечно, во время совершения действия. Это отношение является следствием не только импульсов актуальной потребности и представленной в со-
знании ситуации ее удовлетворения. Как и любое другое отношение, индивидуалистическое отношение вбирает в себя, в частности, эмоциональную реакцию, мотив поведения и нередко также волевую готовность или волевое усилие[86]. Если отношение имеет индивидуалистическое содержание, то все эти психологические явления имеют более или менее ярко выраженную антисоциальную окраску. Казалось бы, раз такие эмоциональные реакции, как радость, гнев и другие, могут сопутствовать различным по характеру видам поведения, то говорить об их социальном содержании не приходится. Однако это не так. Эмоциональная жизнь человека представляет собой своеобразное отражение в сознании человека окружающей действительности. Переживание человеком чувств, его живая эмоциональная реакция связаны, как указывает П.М. Якобсон, с существом и характером дифференцирования им воспринимаемых явлений со степенью сознания их свойств, их значимости для его потребностей, запросов, устремлений для его существования в широком смысле слова[87]. У разных людей одни и те же явления объективного мира вызывают различные чувства, различные эмоциональные переживания. Они могут по-разному реагировать на одинаковые поступки. Тем более различную реакцию вызывают у них поступки, отличающиеся антисоциальной направленностью. Еще более яркое выражение находит индивидуализм в мотиве поведения. Мотив — это побуждение, исходя-
щее от сознания[88]. Это полученный в результате мыслительного процесса вывод лица о преимущественной ценности для него в данных конкретных условиях одного из возможных вариантов поведения. Совершаемый лицом поступок может быть ему даже неприятным, вызывать у него отрицательные эмоции, тем не менее оно совершает его, потому что приходит к выводу о его целесообразности, полезности для себя. Мотив не просто соединен с индивидуалистическим содержанием личности, но целиком является его продуктом, выполняя роль самого непосредственного рычага, двигателя антиобщественного поведения. Мотив определяет цель поведения, выражающую направление и характер действия человека. Между ними существует не только различие, но и единство: к действию побуждает не только мотив, но и цель, так как в содержание цели входит и то, ради чего совершается действие[89]. В отличие от мотива воля не обладает своим социальным содержанием, но она им направляется через потребности человека, его сознание и мотивы поведения. Твердость воли и ее сила зависят от устойчивости и глубины человеческих потребностей. Чем сильнее потребности, тем настойчивее и решительнее добивается человек ее удовлетворения. Отпала потребность — исчезают и волевые усилия по осуществлению побуждаемых ею действий. Но воля направляется не непосредственно потребностями, а через осознание этих потребностей человеком. В процессе их осознания и последующего мышления человек сравнивает эти потребности, сопоставляет их и затем, основываясь на своих взглядах и отношениях, решает, какой из конкурирующих потребностей отдать предпочтение. Воля черпает силу в потребностях, пользуется их энергетическим потенциалом, но направляется ими через посредство сознания.
Этого, по нашему мнению, не учитывает Ш.Н. Чхартишвили, когда пишет, что какую бы большую энергию, твердость, смелость и сообразительность ни проявлял человек в осуществлении такой активности, как развлечение, в то время, когда на нем лежат определенные трудовые обязанности, никто не станет объяснять такое поведение сильной волей. Напротив, такое поведение, по мнению Ш.Н. Чхартишвили, сочтут проявлением слабоволия[90]. Действительно, такое поведение может рассматриваться как слабоволие, но только тогда, когда человек сознавал необходимость трудиться, более того, когда труд стал его жизненной потребностью. Но если этот зараженный индивидуализмом человек видит смысл жизни только в развлечениях, то он может проявить действительно сильную волю в осуществлении такого поведения, в то время как на нем лежала обязанность трудиться. Особенностями воли и только ими нельзя объяснить характер поведения. Оно прежде всего зависит от мировоззрения человека. Слабость воли наблюдается в тех случаях, когда всознании человека, обычно не обладающего твердыми убеждениями, конкурируют примерно равные по силе потребности, и человек, как правило, идет на осуществление той потребности, которая или легче удовлетворяется, или в какой-то момент острее возбуждается, благодаря особенностям окружающей обстановки. Таким образом, воля, возникающая на базе психологического отношения, определяется главным образом мировоззрением человека, его моральными качествами. Это в полной мере относится и к лицам с антисоциальной направленностью, причем совершаемые ими поступки могут служить проявлением как слабой, так и сильной воли. Всякое индивидуалистическое поведение как совершенное сознательно является волевым. Мы не можем согласиться с Ш.Н. Чхартишвили, который в указанной статье утверждает, что волевым поведение является в той части, в какой оно сдерживает импульсы
актуальной потребности. III.Н. Чхартишвили пишет: «...специфическая особенность волевого поведения проявляется в переживании «я должен...», а не в переживании «я хочу...», как это полагает большинство психологов. Переживание «я хочу...» отражает особенность импульсного поведения»[91]. Вопреки мнению Ш.Н. Чхартишвили, волевым будет и такое поведение, которое переживается субъектом только как «я хочу». Поведение человека регулируется его сознанием. Советская психология отвергает бихевиористическое объяснение человеческих поступков по принципу «стимул-реакция». Но сознание человека обладает не только отражательной способностью. Он не просто наблюдает за ответными реакциями своего организма на внешние раздражители. Сознание активно, оно руководит поведением. И эта способность руководить поведением (осуществить действие или проявить бездействие с целью удовлетворения своей потребности) и составляет волю человека. Можно, конечно, эту способность назвать как-то иначе, но от этого ничего не изменится. Таковы основные компоненты отношения, возникающего на базе установки, в том числе и индивидуалистического. Поведение человека оказывает влияние на его нравственное и психологическое состояние. Происходит это вследствие того, что поступки очень часто, как это отметил А.В. Веденов, выступают в качестве средства преодоления внутренних противоречий человека[92]. К сожалению, преодоление этих противоречий не всегда приводит к воспитанию и самовоспитанию личности в нужном для общества направлении. Бывает, что появление в сознании человека отсталых взглядов находит поддержку в его непосредственном окружении, и внутреннее противоречие, вызванное появлением таких взглядов, разрешается совершением антиобщественного поступка. Часто оно устраняется не сразу, а только ослабляется, но неоднократное повторение общественно опасных
действий нередко приводит к полному его исчезновению. Как сказал Вольтер, «люди никогда не испытывают угрызения совести от поступков, ставших у них обычаем». Более того, такой образ поведения приводит к появлению у человека привычки совершать аналогичные действия, к возникновению в его характере новой черты, к образованию антисоциального личностного отношения к различным явлениям общественной жизни. Психологический механизм этого процесса был в значительной мере раскрыт С.Л. Рубинштейном, указавшим, что в психологической литературе без достаточных оснований обращается внимание лишь на зависимость мотивов человека от его характера и упускается из вида их обратная связь. Для того же, чтобы открыть путь к пониманию становления характера, нужно обратиться к побуждениям и мотивам не столько личностным, т.е. устойчивым, сколько ситуационным, определяемым не столько внутренней логикой характера, сколько стечением внешних обстоятельств. «Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того, чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, закрепившимся за личностью, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера — это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях»[93]. Возникая, в частности, под влиянием конкретной ситуации, потребности, чувства, мотивы и другие психологические явления представляют собой частные отношения личности. Хотя они носят кратковременный, ситуационный характер, их содержание еще в большей мере определяется развитием и воспитанностью личности. Эти
частные отношения являются компонентами более общего отношения личности — отношения к определенному явлению внешнего мира. В свою очередь это отношение при неоднократном возникновении образует еще более общее отношение личности, такое отношение, которое составляет черту характера человека и его личности. Закрепление ее в психологической системе личности свидетельствует в то же время об устойчивости определенных потребностей человека, его чувств, мотивов и т.п., которые являются составными частями личностного отношения. И именно потому, что пережитки прошлого проявляются в виде отношений, они могут быть обнаружены и в потребностях, и в чувствах, и в мотивах поведения. Так, мы говорим о корыстных потребностях, корыстном чувстве и корыстном мотиве и др. Таким образом, содержанием пережитка прошлого является индивидуализм. Он проявляется в различных видах, зависящих, в частности, от сферы общественных отношений, в которые вовлечен человек. Его корни уходят в мировоззрение человека, его потребности, которые определяют человеческие чувства, эмоции, характер и направленность воли. Успех в борьбе с пережитками прошлого во многом зависит от того, будет ли она вестись с индивидуализмом в целом или только с отдельными его проявлениями в виде частнособственнического отношения к народному добру, ревности, зависти и др. Эти пережитки могут быть окончательно искоренены лишь тогда, когда будет искоренена их сущность, их сердцевина, питательная почва — эгоистическое отношение к обществу и отдельным лицам.
* * * Основными элементами, образующими психологическое отношение, помимо сознания человека, являются его потребности, чувства и воля. Они имеют как социально-психологическое, так и физиологическое содержание, и эта вторая сторона психологического отношения так же, как и первая, неоднократно отмечалась в психологической литературе. Так, М.М. Филиппов, подчеркивая социальную природу содержания человеческих потребностей, осознание их человеком, в то же время указывает, что генетический подход к этой проблеме выводит нас за рамки социоло-
гии. Потребностями, как напряженными состояниями во внутренней, прежде всего в нейрофизиологической, сфере, обладает не только человек, но и все животные[94]. Нейрофизическим содержанием, несомненно, обладают и человеческие чувства. На это не раз обращал внимание И.П. Павлов, который в докладе «Физиология высшей нервной деятельности» говорил: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называют чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной, — и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, завершения установки, поддержки стереотипа и нарушение его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства...»[95] Воля также имеет физиологическую основу. Она состоит в том, что волевые действия по своему физиологическому механизму представляют собой рефлекторные акты[96]. Повторение действий и переживаний человека, т.е. неоднократное образование конкретных психических отношений, приводит к их накопленным обобщениям в его внутреннем мире. Происходит накопление не только элементов, составляющих содержание психического отношения, но и тех, из которых складывается его физиологическая сторона. Эти последние, взаимодействуя друг с другом и внешней средой, образуют новые физиологические явления, играющие определенную роль в регулировании человеческого
поведения. Это прежде всего исследованные И.П. Павловым условный рефлекс и динамический стереотип в физиологии высшей нервной деятельности и изученная Д.И. Узнадзе фиксированная установка в психологии. Современной науке еще предстоит дать ответ на вопрос, в каком соотношении находятся динамический стереотип и фиксированная установка. Но уже сейчас можно считать, что понятия того и другого явления в значительной степени совпадают[97]. В советской психологической науке одни авторы видят физиологическую сторону личностного, в том числе индивидуалистического отношения, в образовании фиксированной установки, другие — в возникновении динамического стереотипа. Так, В.Г. Норакидзе пишет: «Понятие установки избавляет нас от биолого-фаталистического понимания черт характера; делает очевидным, что черта характера формируется, создается как диспозиция; она выражает готовность человека, его устойчивое отношение к кон-
кретным явлениям жизни, выражает форму установочного отношения к явлениям объективного мира. Множество черт характера, которые трудно даже учесть, сформировались в человеке на его жизненном пути на основе фиксированных установок. Выявление черт характера (скупость, зависть, героизм и др.) подразумевает комплекс определенных жизненных действий... На почве частой встречи потребности и соответствующей ей ситуации в личности фиксируется установка на предметы, общественные явления, к себе самой, фиксируется установочное отношение к самому себе, к вещам, деньгам, собственности, друзьям и многочисленным другим ценностям»[98]. Если рассматривать физиологический механизм пережитка со стороны физиологии высшей нервной деятельности, то в его качестве будет выступать динамический стереотип. И.П. Павлов считал, что механизмом психических отношений являются сложившиеся системы временных связей. «Ведь стереотип, — писал он, — это тоже отношение, это известные формы нервной деятельности. Ясно, что то, что мы называем отдельным словом «стереотип», теперь нужно вложить в понятие отношений»[99]. Динамический стереотип, по мнению И.П. Павлова, составляя физиологическое содержание человеческих чувств, является таким образованием нервной системы, которая цементирует отношение человека к близким ему людям, его убеждения, верования, привычный образ жизни и т.п. «Мне кажется, — писал он, — что тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового»[100].
Стереотипу индивидуалистического отношения соответствует определенное психологическое содержание, которое выражается в положительном отношении к деятельности, предполагающей удовлетворение собственных потребностей за счет других. Оно включает в себя также соответствующий эмоциональный опыт, определенным образом воспитанные чувства и привычку совершать действия, отличающиеся антиобщественным характером того или иного вида. Это позволяет лицу совершать антисоциальные поступки без преодоления внутренних препятствий, угрызений совести и т.п. Человек легко и быстро использует условия, способствующие преступной деятельности, и осуществляет ее без внутренних сомнений. Психологическому отношению такого рода соответствует определенная система нейрофизиологических связей. Физиологический механизм пережитка прошлого необходимо отличать от тех физиологических образований, которые могут содействовать антиобщественному поведению, но прямого отношения к пережитку прошлого не имеют. Такую роль играют фиксированная установка и динамический стереотип, скрепляющие приемы и способы совершения различных действий. Сложившись в результате неоднократного совершения одних и тех же поступков, они позволяют человеку прибегать к ним, не задумываясь над выполнением отдельных их элементов. Такие физиологические образования, хотя и выполняют исключительно техническую роль, могут значительно облегчать и ускорять совершение преступления. При этих условиях фиксированная установка и динамический стереотип могут не регулироваться второй сигнальной системой и могут проявиться в процессе преодоления различных препятствий, взлома запоров, применения силовых приемов при посягательстве на личность, при подделке документов и т.д. При неосторожных преступлениях фиксированная установка и динамический стереотип могут соответствовать проявлению невнимательности, небрежности в работе и недобросовестности. Вследствие того, что фиксированная установка возникает быстрее и легче, чем обыкновенная, она может провоцировать поведение, неадекватное данным объективным
условиям, что иногда ведет к иллюзиям и ошибкам. Так, в частности, еще Д.Н. Узнадзе и его сотрудниками было проведено большое количество экспериментов, подтверждающих, что установка может порождать такие психологические феномены, как иллюзия объема, давления, слуха, веса, количества и др.[101] Возникновение этих иллюзий может явиться условием, способствующим ошибкам, например, в торговле при пользовании гирями и другими измерительными приборами, на транспорте при наблюдении за сигналами и в других случаях. Отрицательные последствия возникновения таких иллюзий, конечно, не являются неизбежными. Но вероятность их наступления может быть очень значительной, если теми видами трудовой деятельности, которые требуют повышенного внимания, занимаются лица, отличающиеся небрежным и недобросовестным выполнением своего служебного и общественного долга.
б. Антиобщественное личностное отношение как причина возникновения общественной опасности личности
В советской социально-политической литературе с полным основанием утверждается, что пережитки прошлого в сознании людей, наряду с влиянием капиталистического лагеря, являются основной причиной преступного поведения. Между ними и преступлениями есть прямая причинная связь. Но она не является непосредственной. В качестве промежуточного звена выступает возникновение умысла на совершение преступных действий (при неосторожных преступлениях ему соответствует определенное состояние человеческого сознания), которое также может рассматриваться в качестве следствия пережитков прошлого. Возникновение умысла не влечет неизбежного совершения преступления. Оно осуществляется лишь в том случае, когда этому способствуют внешние условия. Последние являются предметом специального исследования в криминологической науке и в настоящей работе не рассматриваются. Нас будет интересовать та причинная
связь, которая приводит к формированию преступного намерения. В опубликованных за последние годы философских работах все чаще обращается внимание на то, что причина — это взаимодействие между различными явлениями. Так, например, считает А.П. Шептулин, который пишет: «Более правильно, на наш взгляд, определить причину как взаимодействие между двумя или несколькими телами или элементами, сторонами одного и того же тела, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах, а следствием — как изменения, проявляющиеся во взаимодействующих телах или элементах, сторонах в результате их взаимодействия»[102]. Возникновению умысла на совершение преступления предшествует взаимодействие личностного отношения с сознанием человека в целом, в котором отражаются, в частности, внешние обстоятельства, окружающие человека в данное время. Эти обстоятельства могут побуждать человека на совершение преступления или, напротив, препятствовать этому. Поэтому имеются все основания для признания в этом случае не только взаимодействия между различными сторонами человеческого сознания, но и между сознанием и внешними условиями. Однако задача, стоящая перед нами, позволяет ограничиться анализом лишь первого взаимодействия, не забывая, конечно, и о том, что оно в определенной мере включает в себя и второе. Процесс взаимодействия между различными сторонами человеческого сознания начинается обычно с переживания актуальной потребности, стремление к удовлетворению которой побуждает лицо обратиться к оценке окружающей обстановки. Вызванное этим мышление получает направляющее влияние, с одной стороны, от внешних
условий, с другой — от личностного отношения, составной частью которого является актуальная потребность. Выработанная в процессе мышления ситуация удовлетворения актуальной потребности подвергается оценке и влиянию других личностных отношений. Возникшая в связи с этим борьба мотивов в случае победы индивидуалистического отношения оканчивается решением лица удовлетворить свою потребность актом преступного поведения. В наиболее простом варианте указанный процесс выражается во взаимодействии личностного индивидуалистического отношения с представлением лица об окружающей действительности, актуализированными конкретной потребностью. Возникновение умысла на совершение индивидуально определенного преступления является следствием этого взаимодействия. Пережиток прошлого — личностное отношение. Но с какими компонентами этого отношения взаимодействует осознание лицом окружающей действительности? Ответ на этот вопрос может быть только один: представление лица о внешних обстоятельствах может вступать в непосредственное взаимодействие лишь с социально-нравственным и социально-психологическим содержанием пережитка. Такого взаимодействия с его физиологическим механизмом не происходит и не может произойти. Осознание лицом объективной действительности означает возникновение в его сознании того или иного представления о сложившихся в данных условиях общественных отношениях, т.е. представления о социальном содержании объективной действительности. Оно не может вступать в непосредственное взаимодействие с физиологическим механизмом пережитка. Динамический стереотип приходит в действие только под влиянием социально-нравственного и социально-психологического содержания личностного отношения. Это содержание является первичным по отношению к стереотипу, под его воздействием он и сложился. Если лицо принимает решение о совершении преступления, то причиной такого решения будет не физиологический механизм пережитка, а социально-нравственное и социально-психологическое содержание личностного
отношения. Динамический стереотип при этом не имеет самостоятельного значения. Он выступает лишь в качестве одного из условий возникновения преступного намерения. Разграничение причин и условий в советской философской литературе не имеет единого решения. Своеобразная попытка ответить на этот вопрос предпринята В.Н. Сагатовским и И.Г. Антиповым. Авторы совершенно правильно отмечают, что «важнейшая теоретическая и практическая задача состоит в том, чтобы уметь четко выделять причину из совокупности необходимых условий. Ведь необходимых условий тоже бесконечно много, а люди всегда стремились найти что-то простое и единое, ответственное за порождение какого-либо события»[103]. Затем они предлагают свое решение проблемы разграничения причины и условия, основанное на проводимом ими разделении причин на генетические и структурные. «Под генетической причиной, — пишут они, — будем понимать явление, предшествующее данному явлению (следствию) и необходимое для его наступления. Строго говоря, полная генетическая причина включает в себя бесконечное число условий. Прежде чем человек заболел, он необходимо должен был родиться, но для этого должны были когда-то появиться на земле люди, что, в свою очередь, обусловлено эволюцией живого, его появлением на Земле, возникновением нашей планеты и т.д. Поэтому генетическая причина — это скорее лишь условие, совокупность условий, необходимых, но недостаточных, чтобы вызвать следствие. Если же к этой совокупности добавляется, скажем, еще одно необходимое условие, наличие которого делает совокупность достаточной для наступления следствия, то оно наступает одновременно с наличием этой совокупности. И такая совокупность уже не будет генетической (предшествующей во времени). Назовем ее структурной причиной. Структурная причина — это совокупность взаимодей-
ствующих условий, необходимых и достаточных для наступления какого-либо явления. Если есть структурная причина, то есть и ее действие (следствие)»[104]. Недостаток выдвинутой В.Н. Сагатовским и И.Г. Антиповым теории заключается, во-первых, в том, что предлагаемое ими деление причин и условий определяется не природой последних, а их существованием в различное время. Пока не хватает какого-либо звена в совокупности явлений, обусловливающих следствие, все они объявляются условиями. Как только такое звено появилось, совокупность взаимодействующих условий превратилась в причину. Во-вторых, с соображениями В.Н. Сагатовского и И.Г. Антипова нельзя согласиться потому, что их точка зрения не учитывает неодинакового влияния на возникновение следствия различных обусловливающих его обстоятельств. Одни из них играют в возникновении следствия очень важную роль; другие — сравнительно незначительную. Одни из них определяют структурную природу наступившего следствия, другие оказывают чисто механическое воздействие и т.д. Убедительные соображения относительно разграничения причин и условий выдвинуты, на наш взгляд, И.В. Кузнецовым. По его мнению, условия — это совокупность тех независимых от причины явлений, которые превращают концентрирующуюся в причине возможность порождения следствия в актуально существующую действительность. Если причина непосредственно и всецело обращена к следствию, то в отличие от нее прямое воздействие условий направлено не на следствие, а на причину. Условия определяют способ действования причины[105]. Характерные черты процесса причинения И.В. Кузнецов с полным основанием видит в переносе материи и движения от причины к следствию, а также в переносе структуры от причины к следствию. При этом структура
причины, по его мнению, воспроизводится в структуре следствия с точностью до изоморфизма. «Говоря о переносе структуры от причины к следствию, — пишет И.В. Кузнецов, — не следует иметь в виду передачу тех же самых элементов с теми же самыми связывающими их отношениями, которые были у причины, хотя и такой перенос может иметь место при определенных условиях. Речь здесь идет о формировании у следствия под определяющим воздействием причины такой структуры, которая тождественна структуре причины в более широком смысле, без повторения в следствии конкретной природы элементов причины и конкретной природы связывающих их отношений»[106]. Если с этих позиций мы проанализируем процесс формирования умысла на преступное поведение, то легко сможем убедиться в том, что его структурный характер целиком определяется социально-нравственным и социально-психологическим содержанием индивидуалистического отношения. В нем совершенно не находит отражения динамическая сторона пережитка прошлого, которая не направлена на формирование преступного умысла и лишь определяет способ действования причины, а динамический стереотип не может рассматриваться даже в качестве одной из причин преступного поведения. При совершении преступления по небрежности антисоциальное отношение выражается в негативной форме. Индивидуалистическое противопоставление личности коллективу может проявиться не только в стремлении завладеть благом, которое лицу не принадлежит, но и в форме невнимания, безразличия к интересам других лиц. Индивидуализм в этом случае выражается в отсутствии определенного социально полезного отношения к окружающим. Но отсутствие такого социально-полезного отношения есть тоже своего рода отношение, причём отношение, в котором нетрудно увидеть и свое социально-нравственное, и социально-психологическое содержание, и свой физиологический механизм. Поэтому все то, что говорилось об отношении как причине умышленных пре-
ступлений, в принципе можно отнести к объяснению причин неосторожных преступных действий[107]. Различие в содержательной стороне личностных отношений, вызывающих умышленные и неосторожные преступления, проявляется в особенностях их конкретного выражения. В случае возникновения умысла на совершение преступления личностное отношение конкретизируется в индивидуально определенном психическом отношении. Это отношение включает в себя, в частности, сознание общественной значимости совершаемого деяния, предвидение его последствий и волевую направленность. При появлении вины в форме небрежности такого конкретного психического отношения не вырабатывается.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|