Здавалка
Главная | Обратная связь

Эксперты о культуре насилия в России



В ходе ответа на вопрос о том, что в России способствует жестокому обращению с ребенком, эксперты обратили внимание на несколько характеристик российской культуры. Первый аспект касается закрепленного на уровне культуры механизма воспроизводства негативных воспитательных практик. Эксперты отмечали, что люди, которые в детстве воспитывались с применением физических наказаний, подвергались со стороны родителей какому-либо виду насилия, склонны считать подобную модель нормой воспитания. Своих детей они воспитывают так же, как воспитывали их.

«Методы воспитания, которые из поколения в поколение передаются. Что «меня били, и я буду бить». (Санкт-Петербург)

«Во-вторых, значит, те родители, которые в свое время в семье подвергались насилию, или они видят, что отец его может применить насилие по отношению к матери, значит, такой ребенок считает, что это нормально, да? Нормально, и он это насилие уже выносит на улицу, в детско-подростковую среду. И когда вырастает, сам становится родителем, он тоже считает, что вот ведь ничего страшного». (Ижевск)

«Мне кажется, это идет все от истоков, из семьи. Как правило, это недостаточно воспитание в самой семье. Люди копируют в дальнейшем поведение. То, как с ними поступали их родители, как правило, практикуется и в своей семье». (Казань)

Массовое воспроизводство негативных воспитательных практик становится отчасти возможным благодаря второму аспекту российской культуры, который заключается в толерантном отношении к физическому наказанию, признании за физическим наказанием возможности производить благотворный воспитательный эффект. Эти установки в отношении физических наказаний закреплены на уровне языка, нормированы в форме пословиц и поговорок.

«Ну, бьет – значит, любит, ну, это в отношении партнерских отношений. То, что ребенка нужно воспитывать ремнем: голова не понимает – попа поймет, если применять этот жаргон. ”Меня били – я вырос хорошим человеком. Бить буду – и мои дети вырастут хорошими людьми“. Эта толерантность к физическому наказанию детей на таком уровне...» (Барнаул)

«Вот эти вот розги, о которых мы читаем, которые во всей классической литературе, они начинаются в школах, в семье, в традиционной крестьянской семье это вот наказание – оно было традиционным, и они считали, что есть положительный эффект». (Москва)

Толерантность к физическому наказанию и насилию оправдывается в речах представителей элиты, рассказывающих, как отцовский ремень сделал из них человека. Некоторые представители элиты своим жизненным примером, успехом одобряют и доказывают правильность и эффективность подобного метода воспитания.

«И в качестве педагогических практик многие ведущие деятели, лидеры всегда говорят вот, что “меня человеком сделал ремень”. (…) “Вот благодаря ему я вот стал кем-то”. То есть это считается нестыдным это сказать, и это посыл на то, что как бы разрешается это делать». (Барнаул)

Третий фактор культурного плана, располагающий к насилию, – это отсутствие в российской культуре уважения к личности, ее неприкосновенности и ценности.

«Ну, у нас изначально нет уважения к личности, понимаете? У нас гуманизм не привит как-то в обществе. У нас авторитарный стиль руководства много лет был, и он до сих пор продолжается. Это удобно. Им удобно управлять: гаркнул, приказал – все испугались. На испуг, на кнут легче реагировать. На кнут. Никто не хочет кнутом по спине получать. Все хотят же пряника. А вот с пряником труднее». (Барнаул)

Помимо отмеченных выше трех аспектов, существуют и другие факторы, побуждающие к насилию. Ряд экспертов отметили, что склонности к насилию способствует агрессивная информационная среда. По их мнению, нынешнее российское информационное пространство переполнено насилием: его можно встретить как на страницах печатных СМИ в виде сообщений об убийствах, грабежах, несчастных случаях и т. д., так и на экранах телевизоров – в художественных телефильмах, выпусках новостей, ток-шоу, и на экранах мониторов домашних компьютеров – в компьютерных играх, в контенте Интернета. Подобная насыщенность насилием делает его привычным фактом повседневной жизни, снимает защитные барьеры и формирует дополнительную толерантность к насильственному действию, которая и так изначально присутствует в российской культуре.

«Я думаю, что, к сожалению, в нашем обществе сложилась система ценностей вот не в пользу как раз какого-то нормального воспитания. Ну, возьмем наше телевидение, возьмем наши газеты-таблоиды, где тема насилия преподносится чуть ли не как привлекательный момент к заманиванию телезрителей, за этим стоят деньги, реклама и так далее. То есть примеры, которые мы видим каждый день, если телеящик у нас стоит в квартире, если доступ детей к нему не ограничен, если там в различных фильмах насилие подается как само собой разумеющееся, как обычное явление, — что должны усваивать, какие уроки наши дети?» (Ижевск)

Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются социальные проблемы, характерные для современного российского общества – алкоголизм, наркомания, бедность.

«Жестокому обращению?.. В российской культуре?.. Наверное, пьянство родителей, если это касается именно вот наших детей». (Казань)

«Алкоголизм родителей, социальная необустроенность семей… Может быть, невысокий доход наших семей. Разводы: многочисленные дети рождаются в неполных семьях, либо матери-одиночки. Очень много социальных причин. В основном – социальная необустроенность». (Нижний Новгород)

«Пьянство. Это раз. Невоспитанность самого человека. Его образовательный и культурный уровень. Наркомания, само собой, идет. Это все – пьянство, наркомания. Может быть, болезнь взрослых, которая не регулирует состояние человека. Он болен нервно-психологическим заболеванием, и он этого не знает, и не идет. А регулировать свои действия, контролировать он не может. Я считаю, что эти причины могут вызвать». (Самара)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.