Здавалка
Главная | Обратная связь

Эксперты об обстоятельствах, провоцирующих насилие



Эксперты указали на ряд жизненных обстоятельств, которые могут провоцировать насилие над ребенком. Первую группу обстоятельств можно условно обозначить как «социальный стресс». К этой группе относятся обстоятельства, связанные с социальной неустроенностью, с прессингом неудовлетворительных жизненных условий: например, низкий материальный статус семьи, безработица, необходимость для родителей работать на нескольких работах, чтобы прокормить семью, плохие жилищные условия. Подобные обстоятельства, связанные с общей неблагоприятной социально-экономической ситуацией в российском обществе и требующие от взрослых повышенного нервного напряжения, оборачиваются стрессом, который вольно или невольно сказывается на детях.

«…Такой низкий жизненный уровень, трудная жизненная ситуация, в которой находятся… оказываются сегодня семьи с детьми, потому что у нас достаточно большое количество семей в городе ниже прожиточного минимума; сегодня где-то порядка двадцати шести тысяч семей проживает. То есть цифра довольно большая, вот». (Ижевск)

«На моем опыте, чаще всего это было только, знаете, социальное неблагополучие. Когда семья изначально такая… неблагополучная, да, когда сложное материальное положение, когда родители малограмотные». (Москва)

«Это, конечно же, низкий уровень экономической стабильности в семье, то есть это отсутствует, если родители не работают долгое время, то есть это такие социальные проблемы людей сегодня, житейские, которые касаются многих, то есть родители не работают, теряют работу – естественно, они теряют много того, что они могли бы дать детям». (Нижний Новгород)

«И нищета. Не везде нищета. А нищета на каждом уровне запросов. Это и 3000 нищета, и 15 тысяч нищета, когда запрос хотя бы на 30, и закончил два высших образования, а вместо аэрокосмического университета и какой-то лаборатории ты идешь торговать мобильниками, у тебя жена и двое детей, ты взял ипотеку, а тут кризис, и тебя выселяют из квартиры, которую ты уже почти оплатил, заплатил проценты. И ты лишаешься всех денег и квартиры. Конечно, люди начинают пить, срывать злобу на тех, кто подворачивается под руку». (Самара)

Ко второй группе относятся обстоятельства, связанные с внутрисемейными неурядицами: развод родителей, одинокое родительство; повторный брак одного из родителей, при котором не складываются отношения между ребенком и отчимом (мачехой); просто напряженные, конфликтные отношения между родителями, когда ребенок становится свидетелем или участником ссор, размолвок, напряженного выяснения отношений между родителями.

«Опять же, конфликт между родителями, потому что, на мой взгляд, жестокость по отношению к детям порождается прежде всего тем, что нет между родителями взаимопонимания и хорошего отношения». (Ижевск)

«Это постоянные скандалы. Даже могут быть не на основе пьянства, а на основе состояния друг к другу, отношения друг к другу. Или какие-то внутренние конфликты между супругами, которые выливаются в нервозность и вызывают даже конфликтную ситуацию». (Самара)

Как правило, внутрисемейные неурядицы оборачиваются для детей в первую очередь психологическим насилием. Причем, эксперты отмечают, что ситуация, когда при разводе ребенок становится орудием, используемым родителями в борьбе друг с другом, становится все более характерной для экономически благополучных семей.

Третья группа обстоятельств, отмеченных экспертами, связана с личностными проблемами и личностной несостоятельностью взрослых. Речь идет о семьях, в которых один из родителей или оба страдают каким-либо видом зависимости: алкогольной или наркозависимостью.

«Обстоятельства жизненные – это родители асоциального поведения. Если они ведут асоциальный образ жизни, то для них норма – ударить, вообще норма». (Барнаул)

«Асоциальная среда, алкоголь, наркомания. Когда просто не до ребенка, он воспринимается как помеха, досадная помеха в жизни. И тогда при наличии допинга в крови мешающий, плачущий, желающий есть ребенок воспринимается как помеха. Поэтому его бьют или вообще вышвыривают». (Самара)

К этой же группе относятся ситуации, при которых родители, испытывающие личностную нереализованность, возлагают надежды и предъявляют завышенные требования к своим детям, связывают с ними свои честолюбивые помыслы. Оказывая на них сильное психологическое давление, принуждая к определенным занятиям, родители пытаются добиться от своих детей значительных достижений, чтобы они в своей жизни осуществили то, что не удалось самим родителям.

«…Каждый человек ищет определенную значимость. И если человек – родитель не нашел себя в этом обществе, не нашел себя как личность, как родитель, как просто хороший сосед. (…) Хороший сотрудник, работник, то, естественно, в нем возникают определенные комплексы. Или не сбылись его мечты, реализованные, которые… И очень часто бывает, что родитель, если его мечты не сбылись, он пытается это переложить на своих детей. Это тоже насилие, очень яркое. И, естественно, когда родитель не нашел в себе вот этих всех внутренних моментов, то есть он закрылся в себе, закрылся во всем своем, ушел в скорлупку, он может совершать насилие над своим ребенком» (Казань)

«А если он не с ограниченными, но, например, не соответствует ожиданиям родителей в плане темперамента — например, родители спокойные, он очень активный, родители очень подвижные, ребенок медлительный, — то есть какие-то вот особенности вот личностные ребенка тоже вот как бы могут… по ситуации…» (Барнаул)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.