Согласие с утверждениями
Склонность к физическим наказаниям и еще шире – к физическому насилию – выявлялась в исследовании с помощью ряда утверждений, уровень согласия с которыми фиксировался по пятибалльной шкале. Таблица 6. Согласие с утверждениями (средняя по пятибалльной шкале)
Из результатов следует, что респонденты соглашаются с позитивными высказываниями, ориентирующими родителя на любовь к детям, поощрение хорошего поведения, запрет на физическое наказание чаще, чем с утверждениями, в которых поддерживается идея насилия. Наибольшую поддержку получило утверждение о том, что ребенка воспитывают не слова, а поступки. Подавляющее большинство опрошенных полностью согласились с тем, что родители должны поощрять детей, если те ведут себя хорошо. Наиболее низок уровень согласия с утверждением, в котором отстаивается идея порки розгами – физического наказания для ребенка. На оценку повлияла скрытая в нем архаика: розги в настоящее время не используются даже теми, кто практикует физическое наказание. Из утверждений, в которых пропагандируется идея насилия, наибольшую поддержку получило «маскулинное», утверждающее, что «мальчик не вырастет настоящим мужчиной, если не может постоять за себя в драке». В данном утверждении неявным образом заявлен стереотип «настоящего мужчины» – человека, способного к агрессии, хотя бы и ответной. Некоторые из утверждений оценивались респондентами в 2009 году. Это позволяет определить, во-первых, меняются ли ценностные представления населения по поводу насилия над детьми, и, если меняются, то каков масштаб этих изменений. Диаграмма 22. Согласие с утверждениями в 2009 и 2011 гг. Необходимо подчеркнуть, что в 2009 году уровень согласия населения с утверждениями, осуждающими насилие над ребенком, был практически на максимуме возможных значений. В 2011 году он не изменился: подавляющее большинство опрошенных осуждают насилие над беззащитным ребенком, а также соглашаются с тем, что поступки родителей оказывают на ребенка большее влияние, чем слова. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|